Галерея современного искусства "Арка" (г. Владивосток) Галерея современного искусства "Арка" (г. Владивосток)  
  На главную страницу Новости Выставки Художники Парнеры О нас  
  English version  
 
   
 

«Пекин-Амур-Париж»
Найденные фотографии путешественника Шарля Вапро (1847-1925).
Галерея «Арка» 27 июня по 25 июля 2009 года.


Французский культурный центр в Москве, Альянс-Францез-Владивосток и галерея Арка при поддержке Посольства Франции представляют выставку фотографии французского путешественника Шарля Вапро, которая возьмет старт во Владивостоке и далее будет представлена в других городах России. Выставка будет открыта для посетителей галереи Арка с 27 июня по 25 июля.


В 1892 году Шарль Вапро отправляется в путешествие, во время которого он пересечет весь континент от Пекина до Парижа за 112 дней. Избегая привычный маршрут, который проходит через Улан-Батор, он выбирает наиболее длинный путь, добравшись до Японского моря.

Вместе со своей женой Мари и китайским помощником Ханом они посещают Японию, Корею, Владивосток, Сахалин и выходят к устью реки Амур, вдоль которой они проходят от Николаевска до реки Шилка. После этого они пересекают Сибирь, побывав в Иркутске, Красноярске, Томске, Тобольске, Тюмени, а затем в Нижнем - Новгороде, Казани, Москве и Санкт-Петербурге.

Из своей экспедиции Шарль Вапро привозит 150 негативов 18х24, которые он снял благодаря фотоаппарату, выбранному самим Полем Надаром. Эти фотографии вместе с рассказом о путешествии были опубликованы в 1894 году в журнале «Тур дю монд». Эти же снимки появились в последствии в 1896 году в статье, посвященной Амурскому краю в энциклопедии «Живописная Россия», но без указания на автора фотографий.

Спустя сто лет забвения, негативы этих фотографий были приобретены на аукционе коллекционером Арно Жибо, увлекающимся Китаем. Проданные за 10 евро, эти негативы, сваленные в коробку, были, таким образом, спасены от неминуемого уничтожения. Только в 2006 году Патрисия Шишманова отнесет авторство этих фотографий Шарлю Вапро.

Коллекция Жибо представляет собой 60 фотографий, среди которых не только фотографии, сделанные во время путешествия Шарля Вапро, но, кроме того, и фотографии, снятые во время его пребывания в Китае, а также снимки Китайского Павильона во время Всемирной Выставки в 1900 году.

 

Пекин Амур Москва
1892-2009 г.г.

«Hегативы. Китай, Сибирь, конец 19 века». Описание лота, выставляемого на аукцион фотографии в Друо в 1991 году, было малопривлекательным для антикваров, приехавших приобрести фотоотпечатки: «Это годится только для мусорной корзины». Тем не менее, Арно Жибо, коллекционер, влюбленный в Китай, покупает его за 50 франков (10 долларов). Безусловно, скорее, чтобы спасти от печального конца этот несчастный лот из фотографий, нежели, чтобы заключить удачную сделку. А затем он убирает их в дальний угол шкафа, и забывает об их существовании, до одного летнего дня 2005 года, когда мы встречаемся с ним в Кызыле на концерте Кунгхуртуха, Мы говорим с ним о горловом пении, шаманах и сибирских дорогах. По возвращении в Париж Арно вспоминает о пластинах, и ему приходит идея рассмотреть черные листы на свет.

К своему большому удивлению он обнаруживает, что, эти черные бумаги, которые он принимал за засвеченные фотографии, оказались негативами. Не без труда ему удается найти фотолабораторию, где еще умеют работать с такими негативами. Фотомастер без всякого энтузиазма обещает сделать фотографии к следующей неделе. Назавтра раздается телефонный звонок этого мастера, который в крайнем возбуждении, подобно акушеру, только что совершившему чудо, сообщает ему, что все фотографии готовы.
Таким образом, Арно становится обладателем сотни фотографий с пейзажами, жанровыми сценами, видами Китая и России. Все они, разумеется, без подписей и без намека на их автора. Потом несколько месяцев спустя, в Томске, когда на улице было минус 45, мы встречаемся, и он мне передает эти снимки, для того, чтобы определить места, запечатленные на них.

Я погружаюсь в черно-белые снимки и уже не могу оторваться от них. С наслаждением жаждущего открытий Шерлока Холмса, я провожу часы, изучая снимки. Тираж плохого качества, но некоторые места на фотографиях кажутся легкоузнаваемыми: Москва, Пекин; другие – гораздо менее узнаваемы. Одна из фотографий особенно заинтересовала меня: китаец рядом с тарантасом в сибирской деревне. Я замечаю также женщину, которая появляется на нескольких фотографиях, всегда одетая в темную одежду, в плоскую шляпку, всегда одинаково серьезная. Она верхом перед китайским домом, рядом китаец, похожий как близнец на предыдущего, он держит под уздцы ее лошадь, на другой фотографии она среди группы европейцев и, наконец, она в двуколке, ее лицо наполовину скрыто профилем бородатого мужчины, держащего оленей. Похоже, что он ее родственник, может быть муж. Эти снимки, их потерянное прошлое, становятся моим наваждением. Я представляю себе историю белой русской семьи, эмигрировавшей во Францию, увезя с собой воспоминания о путешествии по Сибири и Китаю.

В свое время, я купила две старые 21-ые Волги, которые один мой знакомый из Тувы, разбирающийся в технике, обещал отремонтировать к лету 2006 года. Мне тогда приходит в голову идея, более вдохновляющая, чем долгие и скучные поиски легенды в пыльных залах архивов: организовать передвижную выставку по части маршрута, о котором повествуют фотографии. Передвигаться будем на Волгах, а фотографии будут выставляться под открытым небом на несколько часов, на остановках по дороге, на станциях техобслуживания, на больших площадях маленьких городов… Я заказываю напечатать фотографии на ткани, кажется, наиболее подходящий для передвижной выставки. Сергей Исаков, фотограф, увлекающийся затерянными уголками России, заинтересовался проектом, и вместе мы обсуждаем маршрут, повторяющий наиболее используемый путь конца 19 века, соединяющий центр Азии с Москвой. Долго изучая фотографии, мы также приходим к выводу, что их автором не может быть никто иной, как человек с седой бородой. Первый знак.

Но моим прекрасным планом суждено было рухнуть из-за пустяка. Мой знакомый механик, потомок казацкого атамана с Байкала, как и его предки, имел неутолимую страсть к дорогам, которая с одной стороны, предопределила нашу встречу, а с другой стороны, может быть, именно она послужила причиной его исчезновения, внезапного, бессрочного, в неизвестном направлении, где-то на просторах Сибири. А Волги, разумеется, остались разобранными на запчасти в гараже в Кызыле…

Итак, мертвая точка. Но брошюре, лежащей уже шесть месяцев на моем столе рядом со стопкой фотографий, было суждено сыграть главную роль в этой истории. Каталог выставки, посвященной французским путешественникам по Сибири 16 века, он был подарен мне одним другом, как только я вернулась из Томска.
Я перелистывала его несколько раз, уделяя больше внимания тексту, чем иллюстрациям – это была большая ошибка. И вот почему. Однажды вечером мой взгляд скользил по фотографиям, и вдруг меня как будто ударяет током, я вижу фотографию 19 века, на которой изображены три человека и внушительная гора чемоданов: мужчина с седой бородой, женщина в плоской шляпке и китаец. Вся информация находилась перед моими глазами с самого начала… я потратила время на расшифровку посмертного послания этого элегантного бородача, который носил сейчас имя: Шарль Вапро.

Я провела ночь в Интернете, разыскивая информацию, и на рассвете фантом Вапро обрел тело. Если в самом начале моего поиска еще были сомнения, сейчас они быстро развеялись. Шарль Вапро описал свой путь по Сибири в рассказе, который был напечатан в 1894 году в журнале Тур дю Монд. Многочисленные литографии иллюстрировали повествование, все они были сделаны с фотографий автора. С волнением я узнавала некоторые из них. И когда, наконец, я прочитала первые строки его рассказа, я услышала его голос, голос романтического рассказчика, который вышел из небытия: «В 1875 год я покидал Пекин в первый раз после шестилетнего пребывания на Дальнем Востоке. Уже тогда эта необъятная империя царей, о которой так мало было известно, по крайней мере, о той ее части, где располагаются уральские горы, вызывала мое любопытство. Ее безумные гонки галопом на упряжке из трех или четырех несущихся лошадей через степи, леса и горы, по едва проложенным дорогам, где произведением искусства служат несколько стволов деревьев, переброшенных через горную реку, волки, разбойники и даже лишения – все это непреодолимо влекло меня»

Заболев, Шарль Вапро не смог пересечь Сибирь в том году и должен был ждать до 1892 года, чтобы осуществить это путешествие. Но оно стало таким, о каком он мечтал.

Москва 2007 год
Патрисья Шишманова


Шарль Вапро 1847-1925

Сын Гюстава Вапро, автора Словаря современных деятелей мира и родственник Франсиса Гарнье, исследователя реки Меконг, юный Шарль Вапро посвящает себя изучению архитектуры в Школе изящных искусств в Париже. Но в 1869 году, воодушевленный рассказами о путешествиях своего родственника, он отправляется в путешествие на восток, которое будет длиться около 30 лет.

После Сайгона и Шанхая он обосновывается в Пекине, где его принимают на работу в качестве преподавателя французского языка и культуры в Тунг вэн куан – первом китайском колледже иностранных языков. Он преподает там с 1872 по 1897 год и во время франко-китайской войны 1885 года он и его жена Мари, остаются единственными французами, имеющими официальное разрешение остаться в Пекине.

В 1892 году он вновь пересекает Сибирь, для того чтобы повидаться со своей семьей во Франции. Он преодолевает этот путь чуть более чем за 4 месяца в компании со своей женой, которая сопровождает его во всех путешествиях, и со своим китайским помощником. Преодолев Желтое и Японское море, путешественники поднимаются по течению Амура и Шилки, следуют по почтовому пути из Нерчинска в Томск на тарантасе, двигаются вдоль Оби и Иртыша, и, по Транссибирской магистрали, достигают Тюмени. В 1894 году он публикует рассказ о своем путешествии в журнале «Тур дю монд», иллюстрированный его фотографиями.

«Китайский Вапро», как его называли друзья, становится главным уполномоченным Всемирной выставки в Париже в 1900 году, ответственным за китайский павильон. В Пекине Вапро была поручена миссия открыть его ученикам Францию, научить любить её. Он же хотел показать Парижу настоящий Китай, сделав поразительно точные реконструкции самых красивых памятников, характеризующих различные эпохи искусства Китая. Правительство Китая наградило его орденской лентой двойного дракона и подняло на самую высшую ступень элиты Китая, даровав ему коралловую пуговицу.

 
 

 

 
 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 - 2017 Галерея «Арка», Все права защищены.
Галерея современного искусства "Арка" (г. Владивосток)