|
Сроки проведения выставки: 22 сентября – 2 октября 2010 года
«Переселение тел» Владимира Погребняка - новое образное сообщение современнику. Художник, в свойственной ему мягко-иронической манере, рассуждает об актуальной теме переселения в иные, лучшие места обетования. Идея прозябания на периферии, пафос отрицания местных перспектив развития, захватившие в постсоветский период и всё ещё не отпускающие многих из нас, преломляются автором сквозь призму эротической лексемы. О многогранности движения к лучшей жизни размышляет В. Погребняк в своих работах, выполненных краской на холсте…
Можно эти размышления назвать и провокацией...
Художник провоцирует в зрителе занимательный и самоценный процесс восприятия и интерпретации изображения, рассматривая тело и его обычные действия в контексте эротической игры. Сталкивает образ человека с обыденными предметами и событиями в не совсем свойственной им ролевой ситуации. Играет со зрителем, задавая пластические ребусы и заранее соглашаясь на любой ответ.
И мы видим «Ковчег» (Спасения?) в форме презерватива\фаллоса с винтом (а быть может это первые лепестки новой жизни?), наполненного оранжевыми сперматозоидообразными телами. Или же это древний менгир, изрезанный петроглифами? Каждый имеет возможность интерпретации и личного отношения: побагроветь или улыбнуться.
Погребняк не первый в этом процессе. В искусстве Новейшего времени, начиная с «Авиньёнских девиц» Пикассо, игровые ситуации проявляются одновременно и как кодирующие системы внутри серьёзного искусства.
Для не раскодировавшего изобразительный язык художника, останутся загадкой образы «От винта», «Ассоль», «Аншлаг», «Баласт», «Спасай тело», «Ку», «Капкан», да и других работ Владимира Погребняка.
И всегда, когда система интерпретаций, удаляясь от самого предмета изображения, становится самодостаточной, игровая ситуация обостряется и усиливается.
«От винта»: геометрическая статика тел приобретает направленность благодаря стреловидности эротичных треугольников-грудей, да уже знакомому зелёному винту\лепестку. Экспрессивную заданность движению придают оранжевые полукружья ягодиц. И процесс пошёл. И не важно куда, лишь бы отсюда…
Игровое начало в искусстве Новейшего времени неминуемо связывается с размыванием жанровых границ. Игра позволяет отказаться от строгости того, что исторически воспринималось как возможное для живописи или ей «дозволенное».
Произведения выставки «Спасай тело» сложно отнести к какому-либо жанру, да и виду живописи. Можно сказать, что художник использует средства плаката для решения живописных задач.
Центральное полотно – «Ковчег», разделяет повествование на две главы, два вектора движения авторской мысли: во вне («От винта», «Лестница на», «Спасай тело», «В полёт», «Ассоль», «Дельтаплан», «Баласт», «Разрешите Вас потанцевать», «Скейт», «Поехали», «За бугор») и внутрь себя самого («Начало», «Фибры», «Ожидание1», «Ожидание2», «Галло гены», «Контакт», «Ку», «Капкан», «Транзит», «Аншлаг»).
Основные цвета повествования – белый (символ чистоты потенциальности), серый (обыденности), оранжевый и красный (активации любого процесса).
Именно о себе в первую очередь говорит и думает художник Погребняк, примеряя обывательский штамп мышления: «Хорошо там, где нас нет». Но для себя уже давно решил: «Хорошо там, где я есть».
Горазда Лунекова
искусствовед
|
|