26 сентября – 12 октября


Олег Батухтин
«Стихия»






С 26 сентября по 12 октября 2013 года в галерее «Арка» пройдет персональная выставка скульптора по дереву Олега Батухтина «Стихия».

Олег Батухтин - скульптор, который все время находится в поиске – в поиске новых идей, новых форм, новых пластических решений, не смотря на то, что основным материалом, с которым работает автор, неизменно остается дерево. Это было одним из определяющих факторов сотрудничества куратора и скульптора в проекте «Стихия».

Слово «стихия» есть в лексиконе практически каждого человека, но, как часто это бывает, смысл в него можно вкладывать разный. Для кого-то стихия, в первую очередь, - это явление природы, катаклизм, страшное бедствие. Другие подразумевают привычную среду обитания. Но есть и те, для кого это понятие - философский критерий. Основа мироздания.
Известно, что теорию четырёх стихий первым начал разрабатывать древнегреческий философ Эмпедокл. Основу его учения составляла концепция о четырёх стихиях, которые образовывали «корни» вещей, так называемое архе. Этими корнями являлись огонь, воздух, вода и земля. Они заполняли всё пространство и находились в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь, оставаясь неизменными и вечными. Все вещи складывались из этих стихий, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней». Наиболее равномерно эти 4 «корня» вещей, по мнению Эмпедокла, были распределены в крови человека, являясь «пассивными» началами.

Философ отвергал мысль о рождении и смерти вещей, поскольку полагал, что все образуется посредством смешения и соединения стихий в определённых пропорциях. Так, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырёх частей огня. И источником движения, происходящего в природе, являются не сами «корни», так как они неизменны, а две противоположные силы - Любовь (Филея), олицетворяющая единство и добро, и Ненависть (Нейкос), олицетворяющая множество и зло. Именно они являлись «активными» началами. Благодаря им в природе происходит циклический процесс, в котором сначала господствует Любовь, соединяющая все элементы - «корни всех вещей», а затем господствует Вражда, разъединяющая эти элементы. Когда господствует Любовь, тогда в мире воцаряется единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает. Когда же господствует Вражда, появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество. Господство Любви и господство Вражды разделяется переходными периодами. Идеи Эмпедокла оказали большое влияние на многих великих философов и ученых древности.
Но до сих пор наука не может ответить на все вопросы о возникновении жизни, космоса, мирового порядка, которые волновали и волнуют мыслящих людей на протяжении тысячелетий, и до Эмпедокла и после него. Человек не может жить в неупорядоченном мире, сковывающем отсутствием ориентиров, непредсказуемостью, иллюзорностью. Коснувшись чего-то бесконечного, он стремится найти в этой бесконечности некую структуру, порядок, устойчивость, закон. Отсюда и попытки прорывов в трансцендентное, в иное, к сверх- и мета-реальному, тому, что задает и упорядочивает эту реальность. В Искусстве человек открывает для себя большую реальность, чем сама реальность, то, что, собственно, делает реальность реальностью. Художник предлагает некий упорядывающий центр через свои творения.

Так, в скульптурах автор реализует всеобщую взаимосвязь, существующую в природе, с которой неразрывно связанно все «естественное» и «сверхъестественное». Он предлагает свой вариант поиска познания и освоения мира. Обратившись к теме «стихия», Олег Батухтин обращается к действительности и тем законам природы, которые за ней (действительностью) скрыты. Он представляет в трехмерном объеме воду, землю и другие стихии, которые столетиями были наполнены сакральными смыслами, давая человеку не только ориентиры в жизни, но и силы к преобразованию реальности, возможность ставить цели и стремиться к их достижению.

В то же время серия работ «Стихия» привлекает внимание скрытой в ней идеей о зависимости «техничной» рациональности от «космической». Рациональность как эффективность и конструктивность целенаправленной деятельности означает, что разумно и рационально то, что позволяет достичь цели, причем оптимальными средствами. Традиция европейской рациональности много дала человечеству. Она является определяющей для развития науки, просвещения, научно-технического прогресса, деловой активности. На этом основан взлет западной цивилизации. Но ХХ век открыл на этом пути не только благоденствие и процветание. Экологические проблемы, ядерное оружие, технические катастрофы, опасные технологии, политическое насилие - отнюдь не побочные издержки, а прямые и непреложные следствия «техничной» идеи рациональности, оправдывающей приведение окружающей действительности в соответствие с познанной ее сущностью.

Именно поэтому все более явной становится зависимость "техничной" рациональности от более фундаментальной "космичной". "Космичная" рациональность не отменяет "техничную", а включает ее как средство рефлексии, осознания меры, содержания ответственности. Человечество идет по пути разрушения природы и людских душ. Но есть другой путь - путь свободы и ответственности, путь созидания и равновесия. Важно осознать пределы традиционного "технологического" разума и рациональности ради сохранения гармоничной целостности сущего.

Сосредотачиваясь на содержании, скульптор не пренебрегает и эстетикой созданных им художественных образов. Олег Батухтин – талантливый мастер, которому удалось овладеть секретами дерева и с его помощью менять наше представление о реальности. Ведь данный автор умеет взглянуть на мир под новым углом зрения, а затем показать другим людям этот оригинальный взгляд. Используя знания о рисунке и свойствах разных пород древесины, он создает скульптуры, в которых образность подчеркивает символическое значение. Их некоторая схематичность позволяет проводить собственные параллели и дает право на субъективные ассоциации, делая зрителя соавтором проекта и побуждая зрителя задумываться о стихиях, образующих безграничные комбинации форм жизни и лежащие в основе всего сущего. О настоящем. О будущем.

Смысл произведений Художника, как правило, спрятан глубоко в подтексте, и понять его можно так же глубоко в подсознании. Но глазами мы все равно видим символы, образы и знаки, подчеркивающие красоту дерева – природного материала, концентрирующего в себе силу и разум. Недаром работы Олега Батухтина по праву высоко оценены профессионалами и завоевали признание и известность у публики.

Климко Юлия, искусствовед

 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 - 2017 Галерея «Арка», Все права защищены.