25 апреля – 17 мая 2013 года

Голованова Анна,
Ерахтина Анастасия,
Ефремова Евгения,
Медведева Анастасия,
Мельник Екатерина,
Шелудько Ирина.

«Душевные разговоры
о механизмах»


Творческие объединения в художественном мире всегда были эстетической платформой, на которой было легче зародиться новому искусству. Собираясь в группы, художники полемизировали, дискутировали, делились мыслями, что только способствовало индивидуализации их таланта, помогало сформировать личную идею, побуждало к новаторству. Выставка «Душевные разговоры о механизмах» также родилась в обсуждениях молодых художниц о самостоятельном творческом проекте. Они не так давно закончили высшие учебные заведения, за время учебы не раз становились лауреатами российских и международных конкурсов, были отмечены наградами, участвовали в студенческих выставках. Накопилось достаточно сил и желания заявить о себе в новом качестве, войти в профессиональное пространство, в котором они уже сами могли бы определять границы своей творческой фантазии.

Лучше всего о бесспорно талантливом коллективе молодых художниц скажет их живопись, их работы, но в качестве предисловия хотелось все же обратить внимание взыскательного зрителя на то, что изобразительный язык художниц лишь формируется. Они находятся в поисках оригинальной манеры письма, особых выразительных средств, интересных сюжетов. Без этого просто невозможно пройти путь творческого созревания.
В то же время выставка тем и интересна, что творчество молодых художниц дарит зрителю ощущение чего-то неизвестного, нового, свежего. Примечательно, что за долгие годы это первая коллективная выставка, в которой принимают участие только женщины – художницы.

Последние несколько десятилетий в научной среде активно ведутся гендерные исследования, суть которых заключается в том, что на разных этапах исторического развития и в различных социальных условиях роли мужчин и женщин определялись настолько своеобразно, что объяснить это физиологическими различиями совершенно невозможно. Понятие «гендер» подчеркивает, что мужские и женские роли в обществе конструируются и определяются социально. Не смотря на то, что женщины добились получения юридических прав, возможность принятия экономических решений, социального признания общественного и частного равноправия в вопросах развода, наследования, оплаты труда, в определенной мере остаются открытыми вопросы самоидентификации женщины в социуме не с точки зрения мужчины, а с точки зрения женщины.

За последние 35 лет наработано огромное количество материала относительно понятия «гендер» и явлений, связанных с ним. Так, постепенно центральным предметом исследований стала не история женщин, а гендерные отношения, которые, будучи одним из важнейших аспектов социальной организации, особым образом структурируют отношения между индивидами, осознающими свою гендерную принадлежность в специфическом культурно-историческом контексте.

Будучи поглощенными повседневными делами, мы не всегда задумываемся, насколько важно и важно ли вообще обращаться к теоретическим рассуждениям о дифференциации терминов «пол» и «гендер», о предназначении человека, о различиях между мужчиной и женщиной не с точки зрения биологической природы, а с позиции социально-культурной категории. Тем не менее, эти вопросы важны для гармоничного развития как отдельно взятой личности, так и всего общества. И язык искусства, пожалуй, самый простой способ задуматься и обратить внимание на женский опыт в качестве характеристики современной «философии полов» и сложившихся на сегодняшний день «половых ролей».
Конечно, было бы весьма самонадеянно говорить о выставке молодых художниц как исключительно важном событии для науки и научных исследований в области изучения гендерных особенностей. Молодые художницы находятся не только в поисках своего стиля, они пока лишь демонстрируют свой творческий потенциал, в котором только угадывается и глубина размышлений, и философия, и решимость откровенно высказывать свое мнение. Тем не менее, выставка может дать определенное представление о реальной жизни молодой женщины и что ее волнует. Уже название выставки «Душевные разговоры о механизмах», которое объединило разноплановые работы, выполненные в различных техниках, приобретает особую значимость в свете того, что его предложили сами участницы. Для них важно душевно поговорить о том, как устроена жизнь современного человека, в жернова каких механизмов он попадает, так ли уж нужно стремиться структурировать свою жизнедеятельность.

На картине Анны Головановой «Механизмы времени. Из детства в старость» изображена высокая крутая лестница, на которой сидят люди: на нижних ступенях – дети, кормящие голубей, чуть выше – молодые люди, еще выше – зрелые, и на самых верхних ступенях сидят пожилые. Сюжет с лестницей появляется в европейской живописи в раннем христианском искусстве, и с тех пор получает широкое распространение, особенно в живописи эпохи Возрождения. В средние века считался «типом» («символом») Девы Марии, через который достигалось единение неба и земли. Но чаще лестница рассматривалась как реминисценция лестницы вавилонского зиккурата (зиггурата), ведущей к местопребыванию бога на её вершине. Основные значения были: идея невидимого присутствия ангелов, связующих земной и небесный миры; образ живого общения между Богом и человеком; человек мыслящий, посредник между небом и землей; существо, способное воспринимать божественную волшебную силу благодаря обретению мудрости. Как видим, по сути, символ «лестница» не утратил своего первоначального связующего значения. Лестница представляет жизненный путь, который надо преодолеть, стремясь подняться вверх – обрести знания, душевные качества, духовные ценности – приложить усилия. Не менее символично изображение голубей на холсте. Более того, голубь является одной из древнейших «одомашненных» человеком птиц, наделяемой значимым символическим смыслом у разных народов во все исторические периоды вплоть до сегодняшних дней. С древнейших времен голубь, как всякая птица или иное крылатое животное, выступает символом души и связи с миром божественного. Под силу ли сохранить чистоту и прямоту, непосредственность и открытость, гибкость и чуткость детской души тогда, когда время физически изменяет внешний облик?! И нужно ли это?! Эти вопросы художница задает себе, предлагая зрителю дать свои варианты ответов.

«Старый вагон» Евгении Ефремовой стоит на путях, сойти с которых может означать только крушение или списание. Железнодорожные пути, переплетаясь, то сводит множество направлений, то разводит дороги в радикально противоположные стороны. В жизни мы также часто сталкиваемся, разбегаемся, идем параллельно с большим количеством людей. Нет необходимости знать о каждом, кто он, куда идет и зачем. В итоге, «старый вагон» остановится и важнее, где и что за остановка это будет.
Рассматривая полотно Анастасии Медведевой «Свидание», в первую очередь, привлекает внимание расположение кондиционеров на фасаде задней стены строения. Они задают тон и отправную точку для зрительного восприятия и анализа изображения. Работа была написана по эскизу, сделанному во время творческой поездки в Китай, самой многочисленной стране в мире, в которой так легко затеряться, почувствовать одиночество, «услышать» внутреннюю потребность быть рядом с дорогим тебе человеком.

Особой повествовательностью отличаются эмали Ирины Шелудько. Они полны жизни, оптимизма и доброй иронии. Эмаль – это искусство на грани творчества и ремесла. Ирина – превосходный технолог, который умеет реализовать художественный замысел, самостоятельно контролируя сложный процесс обжига эмали. Создавая фигуративные сюжеты, Ирина иллюстрирует сцены из повседневной жизни обычных людей. Ее эмальерная работа «Незримый» погружает в городскую суету, которая одинакова в любом мегаполисе в любой точке мира. Бешеный ритм жизни, который порождает порочный круг дикой спешки и рассеянности. Листы выскальзывают из деловой папки и незаметно развиваются по ветру словно годы, которые также незаметно исчезают в прошлом. Кто-то намеренно так ускоряет ход нашей жизни?

Работы Ерахтиной Анастасии отличают подлинно "керамичные" приемы, с удачным использованием пластических и цветовых особенностей материала. Абстрактная серия, в которую вошли «Живое», «Замкнутое», «Свободное», «Легкое», «Тусклое», хорошо раскрывают живописные свойства глазурованной керамики. Условность декоративного языка позволила Анастасии открыть новые аспекты реальности, углубиться в интеллектуальные и эмоциональные сферы человеческой личности.
Екатерина Мельник часто обращается к теме народного творчества в своих работах. Близка ей и тема морского города – порта, в котором главный герой – моряк. «Моряк и любовь», «Моряк и тост» - названия некоторых из эмалей, которые можно увидеть на выставке. Не смотря на некую условность в образе моряка, Екатерина тщательно прорабатывает характерные детали, способные придать достоверность атмосфере, в которую погружают ее истории.

Выставка молодых художниц, несомненно, демонстрирует преемственность пластического искусства Приморской школы и хочется верить, что действительно закладывает основу для нового витка в художественной жизни города Владивостока.

Юлия Климко


 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.