15 апреля – 8 мая 2015 года

Глеб Телешов
«Субстанция»









С 15 апреля по 8 мая 2015 года галерея «АРКА» представит новый проект известного фотографа, видео-художника Глеба Телешова «Субстанция».

ИПОСТАСИ МОРЯ.

На морской пейзаж можно смотреть бесконечно долго. Голландцы были не первыми, кто это заметил, но интерес к жизни моря, издавна существовавший у нации выдающихся мореплавателей, породил здесь в XVII веке новую разновидность пейзажного жанра – марину. Талантливые изобретатели марины оказались также талантливыми предпринимателями, сделавшими из морского пейзажа предмет торговли, ходкий товар. Поэтому «портретированием» моря занимались многие голландские мастера, но лишь единицы из них научились говорить о пейзаже с морскими горизонтами, как о вселенной в миниатюре. В определенном смысле, они были пионерами, потому что «чистая» марина без стаффажа и кораблей появится только два века спустя. Так, опережая время, художники эпохи Питера Брейгеля впервые сделали море проводником своих размышлений, миропонимания и чувств. Отныне в картинах моря стала находить своё выражение вечная сущность природы - несотворённая материя, бесконечная субстанция, единое многообразие.

Именно те первые маринисты вывели универсальную формулу классического морского пейзажа: небо постоянно, горизонт иллюзорен, вода изменчива. Но только вместе, три в одном, они составляют совершенный треугольник с вершиной, упирающейся в горизонт, и двумя первопричинными гранями, небесной и земной, потому что третья грань – наш реальный мир, принадлежащий зрителю: наблюдателю, критику, субъекту.

В наши дни, эпоху тотального фотографирования, в тематическом списке объектов фотосъёмки, «белых» пятен, практически, не осталось. Что касается моря – то оно, без сомнения, входит в первую десятку любимых тем. Море – идеальный объект для фотосъёмки, оно имеет сотни видоизменений, его можно снимать и днём и ночью, во время штиля и шторма, зимой и летом. Но в том-то и заключается парадокс, что четыре века спустя после рождения марины как жанра, мы снова сталкиваемся с той же проблемой, что и «старые» голландские мастера: «портретов» моря много, с искусством – сложнее. Постоянно ловишь себя на мысли о том, что порой не замечаешь, где проходит та граница, когда морской пейзаж из обычного фотографического изображения превращается в художественную работу, некую визуальную метафору, где присутствуют аллюзии, реминисценции, перифразы.

Глеб Телешов не первый, кто отдаёт дань жанру, связанному с морской эстетикой. Но приморский фотограф, пошёл дальше, чем создатели просто красивых марин: для Телешова важнее не обобщенность, а конкретное состояние природы, та эмоциональная среда, которую открывает человек в, казалось бы, безжизненной материи. "Вхождение" человеческих чувств в образ природы - отличительная черта искусства приморского художника, поэтому его работы представляют собой полноценные психологические портреты морской стихии. Таков, в сущности, фоторяд новой выставки Телешова «Субстанция». Поэтизация окружающего мира при использовании фотокамеры как инструмента – это традиция Глеба Телешова. Вот и в «Субстанции» фотограф заставляет нас остановиться, замереть, чтобы понять сложность живого мира природы через кажущуюся простоту таких объектов, какими являются море, небо, горизонт. Верно найденное освещение и длинная выдержка сделали снимки объемными и динамичными. Теперь композиции больше напоминают эмоциональную живопись с тенденцией к романтизму, нежели реалистичный пейзаж. Вырывая драгоценные частички у пространства и времени, фотографии Глеба Телешова разрушают привычные стереотипы восприятия природной среды – и мы уже не можем смотреть на неё как прежде. Фотохудожник умеет говорить просто об удивительном – о тайне мироздания, бесконечности, фантастическом мире, что зовётся морем. Он не стремится приукрасить видимую им реальность, и поэтому из многих традиций творчества предпочитает классическую фотографию, которая не занимается вымыслом и заигрыванием со зрителем. И в результате картины моря, запечатленные объективом Телешова, превращаются из будничных для приморского жителя картин – в монументальные произведения, предлагая нам восхищаться каждым мгновением жизни – игрой бликов на воде, ритмичным движением волн, фантастическим изумрудным светом, восходящим из морских глубин к солнцу. Более того, в каждом снимке Телешов объединяет две реальности – природную, постоянную и свою собственную, изменчивую, человеческую.

 Есть ещё один момент, который следует отметить, так как он объясняет многое в выставке. Как правило, в искусстве создания художественной фотографии Телешов исповедует минимализм. Серия «Субстанция» не стала исключением: совершенство природы и длинная выдержка фотографа — красивый дуэт, раскрывающий бесконечные грезы в подсознании. Картины морских пейзажей, экспонированные на выставке, доставляют особое удовольствие, становясь единым целым художественного минимализма. Отсутствие лишних нагромождений, вода, отражающая застывшее в миге время — характерные черты работы, проделанной фотографом. Длинная выдержка, смазывающая водную рябь, делает источник жизни похожим на матовое зеркало. Выбранный режим фотосъемки, ко всему прочему, рождает уникальный контраст, подчеркивает выразительность, позволяет добиться ясности и, наконец, проникнуться красотой гармоничной природы. Никогда ещё склонность Глеба Телешова к минимализму не проявлялась столь явно, как в его морских пейзажах. Но именно она придала его произведениям удивительную фактуру и эмоциональность.

В сущности, серия работ «Субстанция» это уже не снимки, в их привычном понимании. Не следует считать фотокартины Телешова серией комбинаций экспрессивных высказываний. У художника нет сознательного намерения создавать или акцентировать формальное соотношение объекта съёмки, ритма и света. Он отказывается от естественного изображения только для того, чтобы усилить выражение темы, заключённой в названии. Само пространство водно-световых метаморфоз – морской пейзаж – у Телешова становится метафорой внутренних переживаний и приближения к пониманию основы основ. Как и его исторические предшественники, современный приморский автор пытается понять природу из неё самой, найти неизменное в изменчивом, создать внутри своих произведений точку опоры для самого себя, осознаваемую им как свободу материи, пространства, души, мыслей, чувств.

Глеб Телешов никогда не концентрируется на достижениях. Его всегда интересовал процесс, жизнь во всей ее полноте, опыт, а не цель, возможность попробовать то, что никогда не пробовал. Новая «морская» выставка Телешова – это собственная попытка художника переосмыслить общепринятый взгляд на фотосъёмку моря. И выставка в данном случае стала местом встречи «нормы» и отступления от неё, для извлечения экспрессии и сакральной энергии, хранимой морем. Выставка устанавливает связь между двумя, казалось бы, разнонаправленными векторами морского жанра в фотографии, предлагая взглянуть на них по-новому и обнажая особые отношения морской стихии и человека с фотоаппаратом – будь то классически ясный портрет моря или скрытая картина восторженных чувств художника.

Хотя это вовсе не главное. Главное то, что «марины» Телешова напоминают о том, что фотография может сделать больше, чем просто запечатлеть реальность. Потому, что сам Телешов воспринимает искусство, в первую очередь, как инструмент эмоционального переживания. Чего ждёт и от зрителей.

Людмила Козлова,  арт-критик. Хабаровск

 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.