2 – 26 марта 2016

Лилия Зинатулина
«Дама с собачкой»

Живопись

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

 

Со 2 марта по 26 марта 2016 года в галерее «Арка» пройдет персональная выставка Лилии Зинатулиной «Дама с собачкой».

Название выставки «Дама с собачкой» навивает вполне обоснованные аллюзии на известные образы из одноименного рассказа Антона Чехова. Однако Лилия Зинатулина далека от мысли иллюстрировать отношения, преображающие жизнь влюбленных, о которых повествовал русский писатель и драматург. Героем, а точнее, героиней художницы стала Женщина. Не чеховская. Современная. Другая женщина с другой собачкой. Однако, глядя, на экспозицию, возникает еще одна ассоциация, но на этот раз имеющая отношение к общему стилистическому решению. Не смотря на разнообразие эффектов, характеров, взаимоотношений, идей, появляется ощущение, что источник вдохновения художника кроется в фантазийности, парадоксальности и таинственности сюрреализма.

Это стремление сравнивать, анализировать, проводить параллели не случайно. Начало ХХ века, когда сюрреализм возник, стало периодом бурных перемен. Первая мировая война, революция в России чрезвычайно встревожили людей, поставив под угрозу их миропонимание. Человек нуждался в твердой почве под ногами, он усиленно искал ясности своего места в неустойчивом, хрупком мире, ему необходимо было обрести чувство безопасности, ощутить стабильность. Чувство потерянности свойственно и современному человеку. Очевидна вновь отчужденность мира от человека. Сто лет назад авангардные течения вышли за пределы спокойной традиционной живописи, чтобы испытать на прочность структуру самого сознания. В сюрреализме можно было найти самые смелые исследования души, поскольку художники делали особый упор на психику. Они обратились к иррациональному в искусстве, в котором видели освобождение от диктата рассудка, свободную игру ума, в основу которой легла теория о бессознательном Фрейда: когда свободные ассоциации выплескивались в спонтанные образы на холсты, а границы между «искусством» и «жизнью» стирались. Сны играли большую роль, но при этом процесс визуализации требовал сознательного размышления. Правда, основоположники сюрреализма имели четкие социально - политические взгляды, которые транслировались через их творчество. Лилия Зинатулина же самовыражается, рефлексируя на внутренние размышления и ощущения. Ее интересует человек, в данном случае женщина, в огромном мире. И хотя она философски подходит к выбору сюжетов, «сдабривая» их парадоксальностью образов, иллюзорностью, свойственной сновидениям, усилия художника сосредоточены на возможности живописными средствами передать эмоции и чувства, свойственные «слабой» половине человечества.

Лилия Зинатулина мифологизирует внутренний мир современной женщины, рядом с которой практически всегда изображено животное как символ инстинктивной жизни, древней, таинственной, плодородной. По этой же причине на полотнах много воды, ряби и рефлексов на водной глади. Лилия использует архетипные образы целенаправленно, в результате зрителя отсылает к базисным установкам модели мировосприятия человека. Ее живопись декоративна, контрастна, насыщена, но при этом глубока, психологична, звучна. Как художник Лилия Зинатулина хороший колорист, она чувствует цвет. В работе предпочитает акриловые краски, которые дают ей свободу в выборе темпа работы - быстрого, легкого, экспрессивного.

Особое внимание хотелось бы обратить на серию «обнаженных» работ, в пространстве которых художник создала психическую реальность, заглянуть в которую не так просто, но достаточно любопытно. Как написал в своей книге «Искусство видеть» Джон Бергер: «На среднестатистической европейской картине, изображающей обнаженную модель, никогда нельзя увидеть ее главного героя. Главный герой – зритель, стоящий перед картиной, и предполагается, что он мужчина. Все обращено к нему. Все должно выглядеть результатом его присутствия. Это для него фигуры на картине обрели свою наготу. Но он, по определению, посторонний, и вся его одежда на нем». По большому счету, быть голым – это быть самим собой, это значит оставаться без всякой маски, открывать себя. Быть обнаженным – это быть увиденным голым со стороны и в то же время не осознавать свою наготу самому. Голое тело, чтобы стать обнаженным, должно быть увидено как объект. Тогда как обнаженная натура не имеет возможности стать голым телом. Обнаженность – вид одежды. Быть на всеобщем обозрении – значит превратить поверхность кожи, волоски своего собственного тела в маску, которую уже невозможно снять. Полотна с обнаженной женщиной на берегу моря в разных позах – сексуальная провокация, тонкая, тактичная, но провокация с привкусом тайны. Предложение женственности как предмет рассмотрения. Достаточно сдержанная цветовая палитра, тонкие линии, много воздуха воспринимаются не живописью, а графикой, раскрывающей тему женской свободы, силы и желанности.

Если после всего вышесказанного о живописи Зинатулиной еще остались сомнения, насколько уместно упоминание ассоциативной схожести живописи Зинатулиной с сюрреалистами, можно вспомнить о спиралевидном развитии истории, при котором точка исхода и точка возврата не совпадают, повторяемость не абсолютна, а относительна, частична и, естественно, нет никакой предопределенности или мистического возвращения в прошлое. Любая позиция на данном витке спирали находится над соответствующей позицией предшествующего витка. Невозможно закрывать глаза на общую схожесть внешней среды, которая оказывала и оказывает на художника огромное влияние. Обращение вовнутрь себя, поиск личной идеологии, идентичности, отсылающие к пограничной зоне воображения и реальности, раскрывают творческий потенциал художника, тем самым помогая найти объяснения всем деталям и символам, изображенным на холстах.

После 8-летнего молчания Лилия Зинатулина вновь дарит зрителю свежесть и яркость красок. В свойственной манере художница создает сюжеты, суть которых в размышлениях о личности, ее месте во времени и пространстве. Подчиняем мы пространство себе или растворяемся в нем?! Обладаем местом или мы случайные путники здесь и сейчас?! Задавая подобные вопросы себе, Лилия предлагает вступить в диалог и попытаться найти ответы, для каждого свои. При этом зрителя, повторим, она «балует» хорошей живописью, интересными стилистическими приемами и композиционными решениями.

Юлия Климко, искусствовед


 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.