14 августа – 5 сентября 2017 года

Владимир Антонович Снытко
«От Римини до Рима»

Живопись

Галерея современного искусства "Арка"


Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

С 14 августа по 5 сентября 2017 года в галерее Арка пройдет выставка Заслуженного художника РФ, лауреата Золотой медали «Духовность. Традиции. Мастерство» ВТОО «Союз художников России» Владимира Антоновича Снытко «От Римини до Рима». В экспозиции будут представлены работы, написанные художником во время путешествий по Италии в начале 2000-х.

К 85-летию со дня рождения

Жизнь и творческая судьба Владимира Антоновича Снытко, на первый взгляд, ясна и понятна: родился, учился, работает и живет всю жизнь в Приморье – весь как на ладони. Но, оказывается, в раннем детстве вместе со своей семьей пережил ужас репрессий, ссылку, слава Богу, не дальнюю (куда уж дальше: Приморский край и так край света!).

Искусствовед, взявшийся писать о художнике, конечно же, задается вопросом: отразилось ли все это на его характере и творчестве? Возьму на себя смелость утверждать, что отразилось, и самым благоприятным образом. Владимир Антонович и как человек, и как художник экстравертен, действенно отзывчив на события и людей. Известно, как много он помогал соседям по мастерской, особенно своему однокурснику по институту искусств Юрию Валентиновичу Собченко, не раз выручая его из беды. Снытко всегда в курсе проблем художественного сообщества Владивостока, и не только в курсе, – в отличие от многих из нас, представителей этого сообщества, совершает конкретные действия. Несмотря на солидный возраст, много работает, посещает практически все художественные выставки в городе ­– чего, к сожалению, нельзя сказать о большинстве его более молодых коллег. А ведь это показатель отношения к профессии, к делу, которому служишь!

В творчестве социально-активная личность Владимира Снытко проявилась в стремлении к определенному, четко сформулированному живописному высказыванию, и это касается как содержания, так и формы.

Через год после окончания в числе первых выпускников художественного факультета Дальневосточного педагогического института искусств Владимир Снытко едет на Север, открытый и, казалось бы, хорошо освоенный творчески старшими его товарищами: Иваном Васильевичем Рыбачуком, Кириллом Ивановичем Шебеко, Владимиром Николаевичем Самойловым. Причем каждым из них – в своей манере. В.И. Кандыба, оценивая то, что привлекает в трактовке северной темы Владимиром Снытко, отмечает: «В каждой его северной работе виден мастер своеобразного письма<…> Это на удивление крепкие, отточенные и завершенные произведения <…> Впечатление завершенности рождается от внутренней весомости пейзажа, бытовой сцены или портрета. Эмоциональное переживание красоты <…> уравновешивается представлением художника о том, что есть Чукотка».

Байкало-Амурская магистраль – полузабытая ныне стройка, так и не оконченная. А какой общественный резонанс она имела в 1960 – 1970-е, сколько прекрасных произведений посвятили ей и ее строителям наши художники! В Приморской государственной картинной галерее хранится «Рабочий день на БАМе», 1964, Владимира Снытко. Без этой картины трудно было представить экспозицию приморского искусства в галерее. Интересна композиция работы: основной мотив – на втором плане – это разъезжающиеся в противоположные стороны огромные самосвалы – КАМАЗы, на первом плане – четыре вертикально стоящие высокие сваи, под которыми справа не сразу замечаешь фигуры рабочих, теряющиеся рядом с самосвалами и экскаватором в сложнейшем ракурсе. В данном случае реалист Снытко действует по законам экспрессионистской живописи, и это вполне оправданно, поскольку рождает яркий, динамичный и запоминающийся образ большой стройки. В 1979 году художник участвовал в крупной республиканской выставке «Мы строим БАМ» (г. Улан-Удэ).

Владимир Снытко не остался в стороне и от другого столь же масштабного проекта всесоюзного значения – создания средствами изобразительного искусства летописи рыбного промысла на Курильских островах. Более чем на три десятилетия художники из разных городов России, в основном из Приморья, связали свое творчество с поездками на Курильские острова, из таких поездок выросло своеобразное художественное явление, с присущими только ему стилевыми особенностями изображения, отбором предметов, героев и природных явлений – творческая группа «Художники на Курилах», или Шикотанская группа.
Творчество В.А. Снытко (как и его товарищей) периода Шикотанской группы, вполне укладывается в рамки «сурового стиля», однако приморская версия «сурового стиля» благодаря экзотической, таинственной красоте островов, исключительной молодости, жизнерадостности и оптимизму их временного «населения» приобрела собственную индивидуальность. «Суровый стиль» шикотанцев смягчен и обогащен романтикой молодости, труда, любви. Тематика сюжетов шикотанских работ В.А. Снытко чрезвычайно разнообразна – от портретов и композиций, посвященных героям путины и их нелегкому труду («Северокурильск. Порт», 1976; «Чайки Шикотана», 1978; «Рыбаки», 1979) до исторической темы («В День Победы на Курилах», 1985), – а живописный язык отличают звучные, яркие, сочные цвета, смелые светотеневые контрасты.
В постсоветский период живописец обратился к разработке более камерных мотивов, выбираемых не по зову социума, а по душевной склонности. В 1980-е Владимир Антонович и его лучший друг художник Иван Александрович Ионченков проехали по Золотому кольцу и создали каждый свою галерею изображений тихих старинных городов, храмов и монастырей. Персональную выставку «Храмы России» В.А. Снытко показал в 1991 г. в Петропавловске-Камчатском и в американском Сиэтле, а в 2002-м, к своему семидесятилетию, – в Приморской государственной картинной галерее.

2017-й – год нескольких юбилеев для заслуженного художника России, награжденного золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство», Владимира Снытко – ему исполняется 85 лет, 55 лет назад он окончил Владивостокское художественное училище (учителя – Ф.Н. Бабанин, Б.Ф. Лобас, И.С. Чуйков, О.Н. Лошаков), полвека прошло с момента завершения учебы в Дальневосточном институте искусств (мастерская В.А. Гончаренко). А 15 лет назад Владимиру Антоновичу довелось пожить и поработать в Италии – культовой для художников всего мира стране, причем пожить и поработать не в рамках туристического посещения, а так, чтобы почувствовать, проникнуться ландшафтами и старой архитектурой, ощутить пульс и ритм жизни современных итальянцев, попытаться представить, какой эта жизнь была в древности… Наверное, неслучайно именно выставкой итальянских работ Снытко решил отметить свои юбилеи.

Тяготеющего в пору творческой зрелости к сюжетно-тематической картине большого формата Владимира Снытко в итальянской серии привлекает не монументальный, панорамный охват мотива, не обобщение, продиктованное социальным заказом. Он предстает здесь лириком, с упоением и непосредственностью отдающимся созерцанию красот, которые веками восхищали и вдохновляли художников Европы и России. И несколько по-новому, более мягко и гармонично звучат его по-прежнему яркие цветовые аккорды, позволяя говорить о колорите («Вечерняя прогулка», 2003; «Альпийская дорога, 2003, «Капри», 2017), плавнее и бережнее касается холста кисть, в одних случаях короткими мазками, в других – локальными цветовыми пятнами создавая образы («Венеция», 2003; «Праздник Венеции», 2008; «Свидание», 2002) … И как-то по-особенному, воспринимаются, заново узнаются давно известные архитектурные шедевры: церковь Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, мост Риальто в Венеции, Пизанская башня.

И понимаешь: время не властно над художником, пока он служит данному ему Богом таланту!

Наталья ЛЕВДАНСКАЯ
кандидат искусствоведения, заместитель директора
Приморской государственной картинной галереи по научной работе
       

 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.