30 января — 16 февраля 2019 года


Александр Арсененко
«Картинки из личной жизни»
графика

 

Галерея современного искусства "Арка"


Галерея современного искусства "Арка"

 

Галерея современного искусства "Арка"

 

Галерея современного искусства "Арка"

 

КАРТИНКИ ИЗ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

Владивосток слывет городом живописным в том смысле, что большая часть художников, работающих здесь, пишут маслом, либо используют техники, которые даже при самом гибком подходе к определению технологических границ в искусстве не назовешь графикой. Это положение вещей вполне оправдано наличием во Владивостоке живописного факультета Дальневосточного института искусств, где известный тезис «живопись - царица искусств» получил реальное воплощение. Классическая графика, в которой черные линия, штрих, точка ложатся на белый лист бумаги – редкая гостья выставочных залов, а потому особенно заметная. Она приковывает внимание зрителя особой выразительностью, построенной на отношении изображаемого предмета к белой плоскости, лаконичностью высказывания и той мерой самодостаточности, когда в одной линии заключается целый мир.

Все эти качества, безусловно, отличают графику живописца, графика, театрального художника, автора эскизных проектов скульптурных композиций Александра Арсененко.

Однако, прежде чем говорить собственно о графике, хотелось бы поразмышлять об универсальности творческой натуры А. Арсененко. Да, он известен как художник. Но в последней выставке «Художники Приморья-2018» зритель неизменно интересовался именем автора инсталляции из металла «Руки», явившейся своеобразным оммажем А. Дюреру. В свое время Александр представил авторскую серию малой пластики, которую выполнил в рамках деятельности благотворительного фонда «Доброе дело», работающего с детьми с ограниченными возможностями. В его мастерской можно увидеть эскиз памятника В. К. Арсеньеву… Время от времени эта универсальность выходит за рамки чисто художественного дара и воплощается в проект, в котором художник превращается в менеджера, куратора, общественного деятеля. В этой связи хочется вспомнить благотворительный фонд «Мост», созданный в содружестве с художником Владимиром Старовойтовым, выставку приморских художников «Человеки» в областном художественном музее в г. Южно-Сахалинске, галерею под открытым небом «Подворотня», регулярные пленэры в Приморском крае и КНР, в которых Александр выступает в качестве руководителя группы… Творческое отношение к любому делу, готовность к коммуникации помимо всего прочего дают еще и широчайшее поле для наблюдений. Александр подмечает нюансы характеров, а в случайной коллизии метким взглядом выхватывает самое острое, чтобы впоследствии положить в основу сюжета произведения.

Если говорить о графике, в ней есть индивидуальный стиль, присущий только ему, Птицелову, получившему это имя от друзей после одной из персональных выставок «ПтицеLove» в 2000-х. Дело, разумеется, не в персонажах его работ, хотя птица – один из часто встречаемых мотивов работ А. Арсененко: то ворона, хищно раскрывшая клюв, то пасторальный белый гусь, подгоняемый прутиком… Скорее, речь идет об ощущении жизни художником, в котором крылья – это особый символ свободы и творческой неугомонности. Его Пегас – эмблема галереи под открытым небом «Подворотня», Ангелы в самых разных ипостасях - существа с крыльями, готовые взмыть в небесную высь, не смотря ни на какие жизненные обстоятельства.

В основу каждой персональной выставки Александра Арсененко ложится определенная автором концепция. Запомнилась зрителю серия ярких и выразительных полотен (выставка в Приморской государственной картинной галерее), посвященных американскому городу Санта-Фе, в котором ему довелось побывать. Герои его работ танцуют, влюбляются, музицируют в горячем воздухе улиц. В экспрессии цвета и ритма воплотились впечатления от увиденных экзотического места и брызжущей эмоциями жизни.

Выставка «Ангел в тельняшке» (выставка в залах Приморского отделения «Союза художников России») явила художника рефлексирующего и философствующего, соединяющего бытовое и бытийное в единое повествование, в котором приморская земля охраняется Божьим оком.
Новой персональной выставкой в галерее «Арка» Александр открывает 2019-й - Год театра в России. Казалось бы, уместно показать то, что он создал как художник театра. Ведь его опыт в области театрально-декорационного искусства более, чем солиден. А. Арсененко оформил несколько десятков спектаклей для Театра Тихоокеанского флота, Театра молодежи во Владивостоке, Чехов-центра в Южно-Сахалинске и др. Почерк театрального художника Арсененко хорошо узнаваем. И выставка с этим материалом обязательно состоится. Тем более, что ее своеобразная репетиция уже состоялась не единожды: в 2008 году в Приморском государственном музее им. В. К. Арсеньева частью экспозиции выставки «Театр ARS» была сценография. Эскизы костюмов и афиш к спектаклям «Женщины в народном собрании», «Стрелочник», «Чморик», «Будьте здоровы» явили художника, обладающего большой фантазией и чувством пространства и формы. Так, к спектаклю «Женщины в народном собрании» художник А. Арсененко предложил трансформации костюма, что соответствует современным тенденциям в театрально-декорационном искусстве. Костюм, как систему, способную изменить внешний облик актера, подчеркнуть или разрушить гармоническое единство его тела, создать художественный образ, Александр выполнил как двигающуюся декорацию, отвечая на необходимость поиска новых зрелищных приемов в современной визуальной культуре. Этот принцип он успешно развил и в последующих спектаклях. Сценография А. Арсененко в спектаклях Театра молодежи «Волшебник Изумрудного города», «Огниво», «Алые паруса» была высоко оценена не только зрителями, но и коллегами по профессиональному театральному цеху: в 2017 году Александр был удостоен премии «Серебряный медальон» за оформление спектакля «Волшебник Изумрудного города».

А пока Александр выступает в качестве графика и представляет зрителю серию работ, выполненных в черно-белой технике. Отдельные листы уже экспонировались в коллективных графических выставках и запомнились зрителю по выразительной упругой линии, некоей условности, ассоциативно связанной с театральным действом, особой эстетике, обусловленной использованием мелованной бумаги. Прекрасно знакомый со свойствами разных материалов по работе в театре, Александр не случайно выбрал меловку: гладкость поверхности, так называемый микрорельеф определяет способность бумаги передавать без искажений тончайшие линии и точки и их комбинации. От этого зависит выразительная пластика персонажей, контрастность изображения.

Художник назвал выставку «Картинки из личной жизни», продолжая заявленную однажды тему (персональная выставка графики в 2001 году носила такое же название). Александр как бы позволяет зрителю партера заглянуть за кулисы, то есть проникнуть в лабораторию художника, в которой как в творческом тигле переплавляются мимолетные впечатления, эмоции, размышления. В работах запечатлены на первый взгляд бытовые сценки, подчас игривые – пара за шахматной доской, велосипедисты, рыбак и рыбачка… Но при более внимательном взгляде рождается ощущение поиска автором неподдельного чувства, гармонии. И даже кокетливая грудь шахматистки выглядит не дерзким вызовом моральным устоям, а невинной уловкой, которая позволит завоевать партнера по шахматной комбинации.

Вообще говоря, мотив двоих – мужчины и женщины, ангела и человека, взрослого и ребенка – один из центральных мотивов в творчестве А. Арсененко. В сопоставлениях этих персонажей он как бы проигрывает различные жизненные ситуации, подмеченные где-то или те, в которых оказывался сам. Из этих ситуаций состоит его Книга книг, в которой есть место и улыбке, и иронии, и философскому взгляду. В создании образа он порой идет от очень личного: так, в некоторых женских персонажах прочитываются черты обожаемой им младшей дочери, а в мужчине с большим букетом – собственной персоной художник, готовый и к тернистому пути, аллегорией которого служат острые камни, и к празднику.

Ольга Зотова
кандидат искусствоведения,
доцент ШИГН ДВФУ,
член Союза художников России
почетный член РАХ

 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.