Новая выставка Елены Никитиной в галерее Арка - творческий жест, широту которого трудно переоценить. Начнем с того, что оформление идеи в законченный проект завершилось в начале года, который объявлен ЮНЕСКО Годом астрономии. Так художница вновь подтвердила существование творческого наития, безошибочно диктующего шаги, относительно которых позже выясняется неслучайность совпадений.
Это очередная, третья, попытка автора выразить в визуальной форме свое отношение к формам и способам существования материи, проблеме теории относительности и другим на первый взгляд сугубо научным вопросам. В первой выставке этой серии «Второй закон термодинамики» (2006), составленной из графических листов, витальность всего сущего рассматривалась через призму одного из законов физики.
Второй проект – «Платформа 94-й километр» (2008) – отразил результаты исследования состояния пространства в одной фиксированной точке, обозначенной автором в системе координат как 94-й километр Дальневосточной железной дороги. Вечное движение материи во Вселенной рассматривалось через конфликт статичности природы и движения поездов.
Тему космоса Лена воплотила со свойственной ей склонностью идти от идеи, которая, по признанию самой художницы, владеет ею давно, еще с детства. В школьные годы астрономия казалась ей одним из самых удивительных предметов: звездный атлас становился отправной точкой в размышлениях о туманностях и Млечном пути, безграничности пространства, о масштабах и скоростях Вселенной, о взаимодействии микро- и макромира.
Через годы эти размышления воплотились в образы, которые обозначены в названиях работ, точно отражающих рефлексии автора. Ее Космос осязаемый, плотный: сказывается особенность автора – стремление к совпадению тактильного ощущения материала, с помощью которого воплощается замысел, с самим замыслом. Известь, используемая в качестве грунта для холста, чистый цвет на больших поверхностях, элементы коллажа (включение в композицию рисовой бумаги, пластической формы) – формируют особое пространство.
Млечный путь пролегает по льняной ткани, натянутой на подрамник, напоминающей своими полосками тепло уютной постели. «Обратная сторона Луны», оказывается, неразрывно связана с подобием оконной конструкции, благо, подрамник позволяет с легкостью воплотить этот образ. И вдруг мгновенно вспыхивает в памяти момент остановки у комнатного окна, в котором плавает желтый диск с голубыми впадинами.
«Помеха № 1» вообще-то реальная история астрономического открытия, благодаря которому составлен соответствующий каталог.
|
|