|
14 августа – 9 сентября 2025 года
Валерий Гриковский
«Минус-графика»
Графика, инсталляция

Правая часть триптиха "Три четверти". Бумага, тушь, энтомологические булавки, короб - пенокартон, 147х96-11 см, 2021
Барочный кабинет. Челюсти. Бумага, тушь,
короб-пенокартон, 96х61х17, 2017.
|
|
Выставка Валерия Гриковского во Владивостоке – событие неожиданное и во многом уникальное и для галереи «Арка», и для художественной жизни города. Начнем с того, что автор живет и работает в Петербурге, является представителем современного (contemporarary) искусства, активно экспериментирует с новыми материалами и техниками и полноценно представить творчество столь территориально отдаленного художника потребовало от всех известных усилий. Большая часть инсталляций выставки была собрана здесь, во Владивостоке, из подготовительных материалов, привезенных художником. Все разрезалось, склеивалось, накалывалось на булавки, красилось в живописной мастерской на мансардном этаже рядом с галереей по исходным чертежам без права на ошибку. Петербуржские кабинетные концепции воплощались на Приморской земле под грохочущие через открытые окна звуки туристических маршрутов Арбата, круглосуточной многонациональной речи и неутомимых уличных музыкантов. И отсюда главная интрига проекта – как дальневосточный зритель воспримет эксперименты Гриковского, ведь его творчество, базируясь на книжной графической европейской традиции, в значительной своей части посвящено вопросам существования этой классической системы сегодня. Насколько близок круг поднимаемых петербуржским художником вопросов на восточном конце страны.
Выставка «Минус-графика» в основном и посвящена различным способам существования графического произведения сегодня, в нарождающемся цифровом мире. Являясь продуктом книжной цивилизации, графический лист с пигментами туши, не меняя своей материальной природы на протяжении веков, воплощал классическую картину. И до сих пор классическое искусство предлагает художнику и зрителю разрабатывать реалистические образы или создавать художественные свидетельства об эпохе. С таким диктатом все чаще не согласны ни сами авторы, ни даже зрители. С другой стороны, деконструкция традиционной картины мира, наступление цифровой реальности, пост-история и пост-культура делает графику едва ли востребованной, во всяком случае, малоактуальной в том виде, в котором ее понимали старые мастера. Цифровой продукт в виде digital-арта, видео-арта, NFT уверенно вытесняет привычные материальные формы на арт-ярмарках, биеннале, в галереях современного искусства.
Последние 10–15 лет автор в своих проектах исследует возможности и границы графики, а именно – может ли бумажное, аналоговое искусство обладать признаками цифрового. Может ли сегодня графический лист (так же, как и холст, масло) оставаться актуальным и конкурировать с виртуальным миром своими визуальными возможностями.
Выходя за границы графического листа (внутрь или наружу), автор словно бы переходит из области рациональных положительных чисел привычной системы в область чисел отрицательных. Именно поэтому он объединяет свои проекты собирательным названием «минус-графика», показывая иррациональные стороны вполне традиционной художественной практики.
Любознательный зритель мог уже видеть работы Гриковского год назад в пространстве ЦСИ «Заря», где, будучи резидентом, художник, наряду со своей графикой выставлял пятиметровую инсталляцию в виде музейного собрания артефактов и сопроводительными текстами частично научного, частично мифологического содержания. Собранные в короба, описанные и проклассифицированные дальневосточные истории два месяца назад были представлены столичной публике в выставочном пространстве музея AZ-Art, и экспозиция выглядела как результаты исследований, отчет о проделанной полевой работе.
Данная же выставка широко презентует творческие методы и скорее призвана показать «внутреннюю кухню художника». В этой творческой лаборатории графика, оставаясь территорией классического искусства, может трансформироваться в совершенно удивительные формы.
Графический лист может разрезаться на сотни фрагментов, которые крепятся подобно коллекционному препарату, на энтомологической булавке, причем на разной высоте. Поверхность оживает, колеблется, мерцает между двухмерностью и трехмерностью. Художник выходит за пределы плоскости, а картина на глазах собирается и разбирается. Такова деконструкция «Большой картины» во времена смены аналоговых технологий цифровыми. Элементы этой картины можно парадоксальным образом назвать аналоговыми пикселями.
Лист может распадаться (разрываться) на прихотливые части и фиксироваться к основе кристаллической решеткой теми же булавками, напоминая об уязвимости материального бумажного мира искусства.
Картина может строиться из нескольких листов с вырезанными фрагментами (контурами), наложенными друг на друга, создавая многослойную графику. Это ручным способом, пером, тушью и скальпелем, имитирует слои компьютерного изображения.
Лист может распадаться на сотни одинаковых квадратиков (тех же аналоговых пикселей), вставленных в ячеистую основу на разной глубине, словно бы уже не только фиксированных булавками и гвоздями наподобие архива, но разложенных по своим полочкам.
Наконец, изображение можно пропустить через уничтожитель бумаги (шредер) и полученные графические отходы все равно будут заново создавать картину.
Все эти фрагменты собираются вновь согласно строгой системе, вполне научной. Поэтому размер фрагментов соответствует стандартам плашек для наклеивания насекомых в коллекциях, а булавки для фиксации – профессиональные энтомологические. Кабинетный язык науки не только помогает художественному высказыванию быть убедительным, но и создает взаимное обогащения мира науки и мира искусства. «Я алгеброй гармонию поверил»- слова Сальери из маленькой трагедии тоже применимы к настоящей выставке.
Экспозиция включает стандартные графические работы (пейзажи), нарисованных тушью в свободном стиле, но показывающие фактурные, композиционные и стилистические богатства графических техник. Постепенно зритель видит, что некоторые пейзажи начинают распадаться на фрагменты (или наоборот, структурируются соответственно цифровой дисциплине).
Центральное место отведено ряду произведений, где графические листы превращаются почти в бумажные скульптуры, или имитации 3d изображений. Это образы и портреты, знаковые для классической материальной цивилизации – медуза Горгона, Карл Маркс, Чарльз Дарвин, Пушкин, Шекспир. Взятые наугад из культурного наследия, эти портреты образуют галерею или пантеон, на котором автор применяет свои методы изображения и архивации в надежде создать классическую картину нового типа.
И, оказывается, что Картина сегодня может быть портретом, составленным из крошечных бумажных квадратов, нанизанных на булавки, или вывернутой наизнанку моделью этого же портрета, собранного из картонных контуров. Картина сегодня может быть макетом, забранным в прямоугольный короб под стекло. Картина сегодня может быть системой подвешенных на прозрачной леске планов, которые собираются из определенной точки в перспективное изображение. Искусно вырезанные скальпелем и расписанные тушью, эти графические скульптуры, перелагающие миметические образы на язык инсталляции, обнаруживают в современном искусстве, довольствующемся зачастую сканированием минимального разрешения, ремесленное мастерство, которое придает размышлению о современной картине особенную убедительность и силу. Пусть современный арт лишь косвенно связан с наследием старых мастеров, но он по–прежнему помогает нам понять, каковы границы нашего интеллектуального, визуального и художественного опыта. |
|