Галерея «Арка»
26 мая - 12 июня 2010 года
Вернисаж для гостей и прессы 26 мая с 17:00 до 19:00.
Сказать, что Илья Бутусов - один из своеобразнейших художников современного Владивостока - это почти ничего не сказать. Но, объективности ради,
следует дополнить, что в ряду других дальневосточных городов Владивосток, в целом, отмечен особой индивидуальностью в развитии своих живописных традиций.
И поэтому, если не каждому приморскому живописцу, то, к счастью, многим из них свойственен не только собственный целостный взгляд на окружающий мир, но и
редкий дар весьма неординарно и довольно темпераментно выражать своё отношение к нему.
В силу вышесказанного, говоря о творчестве Бутусова, к числу значимых отличий его произведений следует отнести хорошо узнаваемые авторские интонации, которыми пронизана вся живописная ткань его странных, завораживающих взгляд полотен. Его произведениям, на первый взгляд, свойствен импровизация и удивительно лёгкая свобода живописного письма. Чаще всего, время в его холстах теряет хронологическую привязку к году или времени суток, а сюжетные сцены - топографическую определённость. Персонажи "девичников", случайные "прохожие", многочисленные "сидящие", конечно же, имеют смысловую привязку к различным жанрам, но, объединённые единой изобразительной манерой, они видятся скорее действующими лицами единого авторского монолога о жизни, о месте художника в ней и о малой устроенности этого мира для нас с вами. И, тем не менее, холсты Бутусова, вне зависимости от количества в них сюжетного позитива, неизменно узнаются по особому романтическому строю его искусства, по кругу тем, связанных с любимыми образами, словно погруженных в радужную дымку воспоминаний.
В изображении моделей, их фигур и лиц, условной среды обитания его героев художнику присуще особого рода изящество. Но, несмотря на эту внешнюю лёгкость, всё в его картинах материально: вода, человек, воздух, отражения в зеркале. И тогда сюжет отходит на второй план и остаётся только энергия, жизненная сила и выверенность цветовых сочетаний бутусовских полотен. Иногда художник идёт ещё дальше, и тогда в его холстах остаётся лишь то, что можно только обозначить, но не изобразить.
В своём комментарии к каталогу недавней групповой выставки с предупреждающим названием "Окрашено!", с присущей ему иронией, Илья Бутусов одобрил
всё разнообразие зрительских оценок своего творчества, от экспрессионизма до, надо полагать, актуальных форм самопроявления. Оставив зрителям их право порассуждать о творческом портрете художника, имеет смысл всё же развить эту тему.
Разумеется, что художественный опыт Бутусова, несомненно, другой, традиционной живописной природы. И чтобы его вполне оценить, его следует рассматривать в ряду с другими приморскими художниками, которые своим творчеством подходили к самым пределам живописи. К художникам, которые пытались осмыслить ключевые маргиналии изобразительности в границах живописи. В связи с этим стоит сказать, что Илья Бутусов - продолжатель интересных поисков приморской живописи, и это, безусловно, так.
В каких деталях - это уже другой вопрос. В каком-то смысле, зрители, исследующие полотна Бутусова и пытающиеся определиться в своих оценках его творчества, по-своему правы. Для его зрелой
сегодняшней манеры живописного изложения характерно свободное совмещение стилистики и техник русского реализма, немецкого экспрессионизма, французского
девизионизма и ещё многих иных достижений и находок ХХ столетия, обращение к которым приобретает у него то характер фривольной игры, то аналитического эссе. Сегодня культура его музыкальных полотен обнаруживает определённую преемственность с традицией импрессионизма. Завтра всё может быть совершенно
по-другому. Но что бы художник ни делал, кем бы себя ни называл, ключевой категорией эстетики Ильи Бутусова можно считать понятие "пластики цвета".
Свою последнюю выставку художник окрестил кратко и антигламурно - "Музыка голых". Такая прямолинейность в определении имеет, тем не менее, свою
логику. Два слова названия - это два словесных шифра, где первое слово в большей мере характеризует его сегодняшнее творчество. Подобно тому, как композитор выстраивал бы гармонический ряд своего сочинения, художник Бутусов строит систему цветов своего полотна. По образцу того, как изучают музыкальную палитру звуков, он изучает оптическую сторону своего живописного опуса.
Не менее интересен сам отбор произведений для экспонирования. На первый взгляд, бутусовские герои - все эти саксофонистки, джокеры, певчие, прохожие - трудно определимы, мало понятны и недостаточно выразительны. И вообще, многое в экспозиции сначала кажется фрагментарным, случайным и лишенным конкретности. Лишь позже приходит простое открытие, что все картины выставки взаимодополняют и взаимообъясняют друг друга. А ещё позднее, постигая ритм исчезающей зримости предметов, внимательно всматриваясь, вслушиваясь в звучание его полотен - начинаешь понимать, что именно этой недовыраженностью они и убедительны, что это и есть указание на подлинность того, о чём они.
Недосказанность - составная часть художественного поиска Ильи Бутусова. Недосказанность и открытость. Та открытость, что сродни обнажённости, что,
впрочем, читается и в названии выставки. И это тоже имеет своё объяснение. - Художник Бутусов - ровесник конца ХХ века, свидетель смутного и тревожного начала XXI столетия, когда у всех разом обострилась метафизическая чувствительность к вопросам бытия, обнажилась живая ткань традиционных переживаний. Мир в изображении Бутусова стал прозрачнее и пронзительнее, что, без сомнения, обозначило стилистику произведений, проживаемого им времени. Поэтому выставка "Музыка голых" в пространстве галереи "АРКА" - не только некоторая проекция собственного индивидуального развития художника, но и проекция наших дней, когда тоска по идеальному миру уже становится интернациональной философией. А в каких подробностях для самого Ильи Бутусова существует этот идеальный мир,
который соответствует его внутренней гармонии, мы можем только догадываться.
Людмила Козлова, арт-критик.
|
|