Антон Бубновский «Неглубокий анализ» Фотографический проект
Галерея «Арка» 1 апреля - 9 апреля 2011 года 2011 года


 
 

Умеющий фотографировать – еще не фотограф.
А. Лапин

Вместо того, чтобы слиться с содержанием, форма становится между зрителем и темой произведения, …тем самым являясь выражением трагической ограниченности человека.
Р. Арнхейм

Всякое явление можно пережить двумя способами. Эти два способа не произвольны, а связаны с самими явлениями – они исходят из природы явления, из двух свойств одного и того же: внешнего – внутреннего.
В. Кандинский

Пространство как… фотография

Новую выставку Антона Бубновского в галерее «Арка» трудно назвать выставкой фотографии в традиционном ее понимании. Скорее это выставка, дающая широкое представление о том, как можно с помощью фотографических технологий получить художественный результат, исключительный даже для наполненной всевозможными фотографическими экспериментами и опытами действительности. 
Экспозиция демонстрирует объемные проекции фотоизображений, дающих эффект стереоскопа. Часть из них – фотография конкретного места или человека, отпечатанная на нетрадиционном носителе (прозрачной пленке для принтера), другая часть – фоторепродукция абстрактных художественных композиций, появившихся под впечатлением от  фотографии.

Аналитический подход автора к вопросу восприятия фотоизображения, ассоциативных связей, возникающих у зрителя, их адекватности смыслу, вкладываемому первоначально в фотографию, занимают Антона Бубновского довольно давно. В его личной творческой истории неразрывно и гармонично, подчас экстравагантно переплелись несколько видов деятельности – фотография, как творчество, фотография, как предмет, который преподается им вот уже несколько лет в аудиториях университета будущим журналистам и дизайнерам, фотография, как история развития одной из самых удивительных технологий получения визуальных изображений, завоевавших мир. К слову сказать, «Фотография как…» название книги российского фотографа и педагога Александра Лапина, фигуры авторитетной для Антона Бубновского, поскольку в его трудах огромное внимание уделяется проблеме восприятия, серьезно изучаемой самим Бубновским.

Другой теоретический труд, являющийся отправной точкой для автора выставки, «О точке и линии» В. Кандинского, каждый раз побуждающий обратиться к проблеме поиска адекватного творческой энергии автора визуального образа. Словами Антона Бубновского есть визуальная причина взять в руки камеру и нажать на кнопку.  Что далее? Окажется ли зритель в едином с художником пространстве? Возможно ли пробудить отклик с помощью обычной фотографии, где узнаваемые предметы и лица будут служить лишь механическим отпечатком действительности? К какому результату может привести творческий поиск?  В течение ХХ века попытки исследовать язык изображения предпринимались с помощью семиотики и психологии. Первая как теория знаковых систем предлагала в качестве единицы измерения знак. Говоря об изобразительных средствах – это линия, форма, цветовое пятно, зерно и пятно, как скопление зерен (в фотографии).  А. Бубновский  пытается объединить семиотику и семантику, форму и содержание.

 

Последовательность выставок А. Бубновского красноречива. Первая выставка в «Арке» «Загадка движения» (2009) предлагала не столько необычный с точки зрения фотографического отпечатка результат, сколько некий ребус в навигации. Работы не были сопровождены подписями, отдельным списком автор дал название мест, где были сделаны снимки, сами фото пронумерованы. Найти подходящий с точки зрения зрителя вариант соответствия изображения и названия, сверить свой ответ с предложенным автором списком – зритель оказывался вовлеченным в эксперимент невольно.

В следующей выставке-проекте «Мой Париж» в рамках Ночи музеев-2010 года фотографию сопровождала видеоинсталяция с трехмерным эффектом и соответствующий современному духу города саунд. Результат оказался впечатляющим: в обычном закрытом помещении вдруг ожила улица Парижа, по которой прогуливались парижане, пили кофе за столиком маленького кафе, рассматривали книги в витрине книжного магазина, над всем этим постепенно зажигались вечерние огни в полуночи заливающие улицы и бульвары города. Уже в этом проекте наметился интерес к созданию некоей объемной композиции, в которой зритель мог оказаться внутри или наблюдать ее со стороны (как в нынешней экспозиции), но все же участвовать, а значит, быть внутри, ментально.

Еще один короткий и довольно любопытный с точки зрения развития фотографических технологий проект, в котором участвовал Антон Бубновский, также состоялся в «Арке» и был посвящен полароидной фотографии. Вернее, ее способности к моментальному отражению действительности, и, следовательно, способности автора поймать верный момент для съемки. 

Наконец,  выставка, представленная сегодня. Интерес автора к эксперименту, возникший под влиянием фотографических опытов с фотограммами Мэна Рея, пространственным построением фотокомпозиций конструктивистов, абстрактными фотографиями Элвина Лэнгтона Коберна воплотился не только в результат, интересный с технической точки зрения, но и в открытие особого мира ощущений.         
Повседневные, на первый взгляд ничем не примечательные сцены и объекты автор снял с помощью айфона, трансформировав таким образом идею ломографии, вошедшую в моду в начале 1990-х.

Суть фотографирования та же: исходя из лозунга создателей движения ЛОМО – не думайте о правилах,  фотографируйте, где угодно, фотография – это часть вашей жизни. Однако на этом сходство заканчивается. Антон Бубновский идет дальше, используя технические возможности айфона для создания собственного изображения на основе фотографии, тем самым реализуя свои собственные впечатления от снимка. Таким образом, существующее в реальности многоэтажное здание, облицованное синим стеклом, красный «грибок» на детской площадке становятся геометрическими фигурами яркого цвета в стереоскопической композиции. Пейзаж, портрет и другие изображения, узнаваемые при тщательном рассмотрении, побуждают все же более к чувственному, нежели рациональному восприятию, подтверждая существования иных миров и иного пространства, которые можно увидеть, благодаря фотографии.

Ольга Зотова

 
 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.