Галерея Арка представляет пятую по счёту персональную выставку Артёмовского живописца Анатолия Яковлевича Матюхина, на которой демонстрируются произведения последних лет.
Для внимательного взгляда скупые строчки биографии художника раскрывают наполненную и непростую судьбу и даже особенности личности Матюхина. Дата окончания Владивостокского художественного училища – 1968, Анатолию уже 26. В том же году поступает в Дальневосточный институт искусств, а через два года, не удовлетворённый ходом обучения, отправляется в Ленинград, чтобы продолжать образование в престижном Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, в мастерской Е.Е. Моисеенко.
Судьбой ли ему это предназначено, или сам он сделал такой выбор – но главные нити его жизни пролегли между Западом и Востоком России. Из Ленинграда вернулся в Приморье в 1974 году, в город Артём. С тех пор время от времени отправляется в Центральную Россию – то на академическую дачу, то по старинным русским городам, – и там находит вдохновение для своих подчас вовсе не Приморских пейзажей. Большинство из представленных на выставке работ –
виды с участием храмов, монастырей, деревенских улочек Ростова Великого, Суздаля, Печоры, Валаама… Пейзажи родного Приморья не слишком отличаются от них стилистически.
В Матюхине явно ощущается ленинградская школа, хотя от учителя – Евсея Моисеенко – в его тематике и композиционном строе меньше, чем, допустим, от Петра Фомина или Бориса Угарова. Трепетное отношение к живописной пластике заложено в нашем авторе, скорее всего ещё в училище – Николаем Павловичем Жоголевым, а развито – Е.Е. Моисеенко. Но и уложить его творчество в рамки понятия «ленинградская школа» также не удаётся.
Мотив берётся спокойно, настраивая зрителя на повествовательность. А яркая, но построенная не на экспрессии контраста, а на гармонии близких к реальности цветов, вносит в картину свежесть и трепетность эмоционального переживания. Ещё одна визитная карточка Анатолия Матюхина – музыкальность строя мазков, своего для каждого произведения: где-то более близкого к stakkato, где-то – к legato, а ещё – выразительность ритма, «разноразмерного», а иногда – синкопированного.
Из всего этого рождается собственный творческий почерк живописца. Матюхин – крепкий носитель и продолжатель традиций русского реализма, идущего от передвижников. Ему удаётся устоять на этом не обласканном временем большаке, не заигрывая с «-измами» и не впадая в «салон».
И всё-таки, главный секрет Анатолия Матюхина в том, что изображение в его картинах осмысленно и одухотворено, следовательно, выразительно, а потому легко находит эмоциональный отклик в сердцах зрителей.
Н.А. Левданская, искусствовед,
зав. научным отделом Приморской
государственной картинной галереи
Матюхин Анатолий Яковлевич
Родился в 1942 году в пригороде Владивостока. В 1968 году закончил художественное училище (мастерская Ф. Бабанина и Н. Жоголева ). Последующие два года учился в Дальневосточном институте искусств на факультете живописи (мастерская В. Лытнева).
С 1970 по 1974 гг. учился в Ленинградской Академии художеств (мастерская Е. Моисеенко).
В 1974 г. Анатолий Яковлевич вернулся в родной край, в город Артём.
В 2003 году был принят в Союз художников России.