Выставка: 12 сентября – 26 сентября.
«Все дальше на Восток»
(Чемоданная выставка)
из коллекции
Артемия Троицкого















Where Do I Begin?... 1996 год, лето, город Атланта,Олимпийские Игры. Там я пошел на концерт Джеймса Брауна в HOUSE OF BLUES (спортивных соревнований я, естественно, не посетил ни одного) и обнаружил развешанную на стенах потрясающую экспозицию американского фольклорного искусства. Через пару дней, уже в дневное время, одну из понравившихся работ я приобрел. Это и был «Americanism» Лероя Элмона, который теперь уже умер. Вообще-то, в отличие от американской музыки, литературы и кино, которые с детства составляли существенную часть моего культурного(?) ассортимента, американская живопись никогда меня особо не воодушевляла. Понятно, что старых мастеров у них по определению не было, а что до модернизма … Поллока, Ротко и Раушенберга я всегда терпеть не мог (к последнему отношение слегка скорректировал относительно недавно); к поп-арту относился кисло-сладко (т.е. «сладко» к, например, Лихтенштейну, и скорее «кисло» к Уорхолу). Из всех американцев ХХ века меня прикалывали разве что довоенные «регионалисты», а репродукция «American Gothic» Гранта Вуда даже какое-то время украшала мою юношескую светелку… Теперь мою семейную квартирку украшал означенный «Американизм», веселя гостей, но дальше дело не шло.

Если отбросить наш традиционный "атлантический " взгляд на географию, то получается, что для москвича Ближний Восток - это приморье, а Дальний Восток - Америка. Уже довольно много лет я каждый год совершаю гастрольные туры по американским университетам: просвещаю тамошнюю молодежь на предмет русской музыки, шоу-бизнеса, масс-медия и т.п.

Сам я при этом просвещаюсь тоже, поскольку всегда стараюсь бывать в разных местах. США, таким образом, я изъездил вдоль и поперек - от Вермонта до южной (тем более северной) Калифорнии, от Висконсина до Аризоны. Не говоря о том, что это само по себе очень интересно, оно еще оказалось и довольно прибыльно для тамошних галерей. Потому что во всех университетских городах и городках я в обязательном порядке (местная профессура заранее готовила для меня путеводитель) посещал все главные торговые точки с художественным товаром. Таким образом, я приобрел несколько десятков «арт-объектов», которые мне все очень нравятся. Конечно, я не смог скупить все, что хотелось. Ограничивающих факторов было два – бюджет и размеры. С бюджетом понятно, хотя, как ни странно, мои запросы чаще всего удивительно гармонировали с относительно невысокой стоимостью закупок. А размеры… это, собственно, и дает подзаголовок выставки – «чемоданная». Дело в том, что все работы я вывозил из США обычным самолетным багажом. Естественно, что масштабные полотна и скульптуры должны были остаться за бортом. О некоторых я жалею. Теперь, что касается содержания.

Всех представленных авторов можно разбить на три группы: это сравнительно «известные» художники, это «местные» художники, и это «уличные» художники. Поскольку к своему увлечению я отношусь искренне и не алчно – то есть покупаю только то, что мне по-настоящему нравится – то я не вижу особой разницы в качестве между авторами первой, второй и третьей категорий; между картинами, на которые было потрачено пять тысяч (если находились) и пять десятков долларов. Если говорить о стилистике, то у меня в чемоданах были наиболее полно представлены два направления. Первое – огромное и размытое, то, что называется OUSIDER ART или ART BRUT, а в Штатах чаще обозначается, как FOLKLORIC ART или AMERICAN PRIMITIVE (по названию знаменитой бродвейской- сейчас, правда, переехала - галереи). Это, действительно, искусство довольно приземленное, недалекое от архаичных визуальных традиций. Часто создается художниками-самоучками. От творений Демиэна Херста отличается примерно так же, как Том Уэйтс или Джонни Кэш от Леди Гага. Единственное ответвление OUTSIDER ART, которого я сторонюсь - это творчество душевнобольных.

На мой взгляд, это деликатная тема, и я всегда проводил для себя грань между, условно говоря, Пурыгиным и, условно говоря, Лобановым… Второе направление – более свежее и четко очерченное. Появилось в Калифорнии в начале 80-х и называется или POP SURREALISM, или, более обобщенно, LO-BROW ART. Это очень лихая, часто заряженная черным юмором смесь из поп –арта, галимой бытовухи (реклама, Дисней и т.п.), научной фантастики и сюрного китча. Если брать музыкальные аналогии – то это трэш, гаражный панк и серф. Все, что я люблю. Есть, конечно, картинки, которые не вписываются ни туда, ни сюда. И все равно мне кажется, что мое североамериканское собрание – есть картины из Канады и Мексики - очень цельное. (Более цельное чем расхлябанное российское). Все работы объединяет то, что они энергичны, веселы, фантазийны, чувственны и таким образом представляют совершенный антагонизм глобальному тоскливому арт-мудизму под названием «актуальное искусство». Надеюсь, вы со мной согласитесь. Артемий Троицкий.

         


Артемий Троицкий,
искусствовед, рок-журналист, музыкальный критик, один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР и независимой и электронной музыки в России. В 1977 г. окончил Московский экономико-статический институт по специальности «математик-экономист». Автор книг по истории рок-музыки «Назад в СССР» (вышла в Великобритании в 1987г., в СССР – в 1991 под названием «Рок в Союзе:60-е, 70-е, 80- е…», переиздана в 2007 г.) и «Тусовка. Что случилось с советским андеграундом» (1990 г., издана только в Италии, Англии и Голландии).
В 2009 г. издал аудиокнигу «Back in the USSR. Подлинная история рока в России». Музыкальный обозреватель газеты «Moscow Times». Один из соучредителей фирмы грамзаписи «General records». С 1997 г. является автором и ведущим программы «FM Достоевский», выходившей на радиостанциях «Европа Плюс», «Радио 101» и «Эхо Москвы».

 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.