Название для персональной выставки Глеба Телешова «Мгновенный перенос» было выбрано не случайно. С одной стороны, оно дает посыл зрителю для понимания, в какой технике выполнены выставленные работы. С другой стороны, дарит ощущение предвкушения погружения в другую реальность – реальность фотографа, который не перестает делать открытия для зрителя.
В фотографии эксперимент всегда занимал большое место. Этот интерес сопутствует и работе Глеба Телешова. Его фотографии, снятые с нарушением геометрии объектов, или имеющие эффект акварельных рисунков, или отличающиеся необычным композиционным построением кадров - всё это проявления одного и того же желания: вырваться из-под диктата "uni-", уйти от клишированного воплощения своих идей, избежать тривиальных эстетических ходов. В творчестве Глеба ремесло и эстетика изображения находятся в том равновесии, которое позволяет, наслаждаясь гармонией запечатленного на снимке, задумываться о психологизме, драматизме, загадочной красоте момента, события, портрета, предмета.
В истории фотографии первые «мгновенные» изображения увидели свет в 1947 году благодаря отцу-основателю фирмы Polaroid – Эдвину Лэнду. В течение последующих десятилетий технологии и материалы «моментальных фотографий» менялись, совершенствовались, появлялись новые камеры и плёнки-носители изображения. В том числе – материалы «разделяемого» типа, состоящие из двух частей – «негатива», на нем изначально присутствуют красители, и именно он подвергается экспонированию во время съёмки; и «позитива», на который спустя некоторое время после съёмки переходят красители с негативной части. Именно «позитив» и является готовым изображением.
Сейчас техника Polaroid практически стала историей, а старые полароидные фотографии приобретают все больший художественный смысл. Возможно, именно сентиментальность в отношении к старым фотокарточкам и стала причиной зарождения такого художественного приема, как перенос полароидной фотографии на акварельную или фактурную бумагу. Все эти работы являются штучными: одна фотография, один трансфер, один результат, который повторить невозможно. По мнению Глеба, самой большой ценностью мгновенной фотографии является то, что всё происходит только во время съёмки, после которой ничего изменить уже нельзя.
В экспозиции выставки «Мгновенный перенос» зрителю представлены работы, сделанные с использованием профессиональных фильм-пакетов для моментальной фотографии фирм Polaroid и Fujifilm. Условно можно допустить деление их на три направления. К первому относятся трансферы - это работы, полученные путем переноса изображения с негатива на бумагу для черчения, акварельную или картон. Такой способ позволяет формировать картинку из нескольких отпечатков на одном листе.
Второе - классические чёрно-белые мгновенные отпечатки с великолепной тональностью. Негатив черно-белого полароида позволяет работать с ним дальше - сканировать и увеличивать практически до любого размера. Шесть многослойных прозрачных изображений получены способом сканирования черно-белого негатива и печати на нескольких прозрачных плёнках, сложенных вместе. Это сделано для увеличения плотности чёрного цвета и получения объёма изображения.
Третье - совершенно экзотическая группа цветных снимков, сделанная на фильм - пакеты 1976 года выпуска, которые настолько стары, что не вся поверхность отпечатка способна проявиться, и возникает иллюзия фотографии, сделанной десятилетия назад.
К сожалению, сегодня такие материалы - большая редкость.