|
29 мая – 14 июня
Вениамин Алексеевич Гончаренко (1929 – 2013 г.г.)
«Настроения».
Живопись.
|
Вениамин Алексеевич Гончаренко, несомненно, является тем художником, который вошел в историю приморской школы национальной русской живописи, оставив ценное наследие.
После распада Советского Союза изменения в политической системе повлекли за собой изменения во всех областях, включая искусство, которые зачастую носили негативный характер. Практически не велись исследования творчества многих талантливых художников, которые стали реже выставляться, хотя и не прекращали много работать. Не печатались каталоги, альбомы, которые бы популяризовали творчество художников, раскрывали бы новые грани таланта, делали бы заметнее развитие художественного ремесла и философской мысли. Коснулось это и В. А. Гончаренко. Не смотря на статьи Виталия Ильича Кандыбы и регулярные выставки в галерее «Арка» на протяжении последних 20 лет, можно говорить о том, что значимость творчества Гончаренко на рубеже ХХ и ХХI веков недооценено. Долгие годы художник посвятил преподавательской деятельности, работе ректором Института искусств, жертвуя временем, необходимым для подготовки к выставкам. Многие полотна Вениамина Алексеевича приобретались в частные коллекции из мастерской, оставались за рубежом, так и не войдя ни в один каталог, не будучи описанными искусствоведами, не увиденными зрителем.
Вениамин Алексеевич был удивительным художником, которого любили и уважали все его коллеги и студенты. Он был открыт и прост в общении; отличался особой душевностью и глубиной высказываний; мог говорить на многие разнообразные темы, такие как: музыка, литература, научные открытия в области естествознания. Огромный багаж знаний позволял ему черпать вдохновение для написания картин не только в окружающем мире, но и в своих размышлениях о том, как устроен мир.
Так, в 2012 году Вениамин Алексеевич Гончаренко, открывая свою персональную выставку «Натюрморт. Как в жизни», поделился мыслью, что, сочетая предметы на картине, он стремиться показать не красоту вещей, а современный ход жизни, в которой не должны утрачивать значения человеческие размышления о бытии. И тут же замыслил сделать следующую выставку, посвященную пейзажу, которая бы не просто продемонстрировала живописность приморской природы, но подчеркнула бы взаимосвязь человека и окружающего его мира. Создавая на полотнах невероятные волнующие сочетания цветов, присущих небу, морю, деревьям или траве, Вениамин Алексеевич словно говорил о духовной красоте, свойственной русскому народу, к которой должен стремиться каждый человек, в которой так нуждается современное общество. Наполняя холсты звенящим воздухом, прохладой туманного неба, лучами солнца, утопающих в скалах и освещающих их изнутри особым светом, Гончаренко обращал взор зрителя на неповторимость и ценность простых вещей, способных стать источником внутренней силы для всех нуждающихся в ней.
Вениамин Алексеевич, не зависимо от того, на чем он сосредотачивал внимание в той или иной картине, искал и находил уникальные приемы, использовал фактурные мазки, придающие особый светоносный колорит изображению, отражающие тонкости и нюансы изменений, свойственных всему живому. Темами Гончаренко стали разные уголки города, неброские улочки, старинной постройки дома, небольшие скверы, первозданные уголки приморской природы – все то, что окружает нас постоянно, в чем скрыты наши корни и наша самобытность. Даже используя темные цвета, обращаясь к бытовым сюжетам, Вениамин Алексеевич сохранял ту эмоциональность, которая стала его творческим подчерком.
Прибегая к приему нанесения красочного рельефа разной высоты, Гончаренко тем самым усиливал контрастность цветовой гаммы и обострял для восприятия живую трепетность изображаемого.
Через «пейзаж», тесно связанный с познанием народной жизни, художник сумел отразить уникальные черты Приморского края и его жителей, продемонстрировав преемственность русской академической школы живописи, в рамках которой возможно находить новые средства выражения, формируя свою индивидуальную манеру.
На выставке «Настроения» представлены как работы, которые художник замыслил и написал для своей новой выставки, так и работы, дополняющие экспозицию, предоставленные наследниками.
Юлия Климко
|
|