|
Выставка: 1 марта – 16 марта
Игорь Обухов
«900°»
выставка горячей эмали
|
Выставка эмалей Игоря Обухова «900°» - это особое событие в культурной жизни города. Игорь хорошо известен владивостокскому зрителю как художник станковой живописи. Но немногие знают, что уже много лет он развивает технику горячей эмали во Владивостоке, создавая сложные и оригинальные вещи.
Художественная эмаль - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Почти три тысячи лет назад в этой технике с успехом работали египетские ювелиры. Однако горячая эмаль - не только прекрасный декоративный материал. С древнейших времен ее используют как материал изобразительного искусства. Византийские или китайские эмали до сих пор поражают и техникой исполнения, и красотой изображения. На Руси эмальерное дело очень быстро расцвело с принятием христианства. И во все времена повсюду эмаль ценилась на уровне драгоценных камней, с которыми спорила по цвету, прозрачности и блеску.
Но, несмотря на значительную и убедительную историю, художественное эмалирование все еще находится в процессе развития, и качество работы определяет в первую очередь практический опыт эмальера, так как сложные проблемы состава эмалей, обжига и сцепления металла с эмалью, а также многие другие технические вопросы продолжают совершенствоваться. Технология горячей эмали действительно сложна и трудоемка. Но результат, пожалуй, оправдывает затраченные усилия.
В работе с горячей эмалью у каждого художника свои секреты. Более того, работая по одному и тому же «рецепту», каждый эмальер может добиться отличных от всех результатов. Легкое на первый взгляд ремесло скрывает огромную работу технолога: для создания законченного произведения требуется сделать не один обжиг в муфельной печи.
По своей сути эмаль – это цветное стекло, положенное на металлическую пластину (медь, серебро или золото) и обожженное в печи при определённой температуре обжига, которая имеет колебания в диапазоне 700 – 900 градусов по Цельсию. Создание одной работы – очень длительный и, как уже говорилось, сложный процесс. В результате соединения слоев получается сплав «окрашенных» эмалей, который в отличие от традиционной масляной или иной живописи на холсте, картоне и т.п., не подвержен влиянию света и времени и веками сохраняет яркость и чистоту красок, как - будто их только что коснулась рука художника.
В зависимости от степени сложности композиции и поставленных задач перед мастером, работа проходит от пяти до ста обжигов. Мастер не может вмешиваться в процесс взаимодействия эмали и очень высокой температуры, он может только регулировать время и температуру обжига. Именно этот фактор и создает уникальность каждого произведения, сделанного из эмали, повторить которые не в состоянии даже сам автор. Дело в том, что цвет проявляется только после сильного нагревания и мастер практически вслепую «собирает» рисунок. Мастерство эмальера как раз и заключается в том, что он должен уметь «управлять» цветом, что возможно только при хорошем вкусе, художественном чутье, технологической точности и особенном воображении. Обладая всеми этими качествами, Игорь Обухов на конечном этапе создания эмали получает нужное цветовое решение, не нарушает композицию и сохраняет первоначальный рисунок.
Нужно отметить, что 35 работ, представленных на выставке, выполнены в стиле «сграфитто». Метод заключается в процарапывании верхнего слоя, нанесенного на нижний. Другими словами, сначала, на медную пластину наносится эмаль одного цвета, как правило, тёмного, и обжигается. Затем, наносится эмаль другого цвета, и рисунок процарапывается специальным инструментом. Толщина линий варьируется, что придаёт большую выразительность и живость рисунку.
Возвращаясь к живописным работам Игоря Обухова, хотелось бы подчеркнуть умение автора дарить своему зрителю ощущения доброты и душевности, которых так часто не хватает в наше неспокойное время. Серия изделий из эмали также преисполнена легкостью, беззаботностью и свежестью. Художник предлагает посмотреть на жизнь с юмором, стать чуть более внимательным зрителем к повседневным занятиям, подмечая курьезные, иногда комичные истории, которые случаются со всеми нами, со временем оставаясь приятными, а порой и самыми дорогими, воспоминаниями.
Сюжетом для этой серии стали, по большей мере, детские забавы, за которыми приятно наблюдать и в которых весело принимать участие. Эмали словно небольшие экраны, за блестящей пленкой которых теплится какая-то своя жизнь. В работе «Воды!» слышится скрип колонки, на которой повисли два мальчугана, а на эмали «Разойдись» звенит тишина, которая обволакивает любого, кто погрузился под воду с маской. Всматриваясь в произведение «Лови!», неожиданно возникают чувства настоящего болельщика за юного хоккеиста. «Ловись, рыбка», «Королева льда», «Какая встреча» и др. – все это небольшие истории, в которых чувствуется где-то чуть больше романтики, где-то - больше радости, где-то - мягкого тонкого подтрунивания над героями, но всех их объединяет обаяние тех живописных приемов, к которым прибегает Игорь Обухов при создании своих работ.
Вся серия выставочных произведений выполнена в одном размере – 10 х 15 см. Когда приходится решать вопрос масштабности и размера будущей картины в эмали, художник всегда сталкивается с вопросом, как избежать неоправданного увеличения изображения или миниатюризации его. Игорь решил подчеркнуть иллюстративность и некоторую повествовательность работ, проведя параллель с открытками, размер которых, зачастую, как раз равен 10 х 15 см. Обычно к выбору открыток мы подходим достаточно тщательно, чтобы с помощью изображения открытки подчеркнуть или усилить ту или иную мысль в письме. С помощью «горячих открыток» Игоря Обухова каждый подарит себе и своим близким мир улыбок и самых светлых эмоций.
Настойчивый поиск собственных приемов, интуиция и художественное чутье помогли Игорю Обухову создать оригинальные произведения. Лаконичное выражение смысла, его знаковость и образное наполнение эмалей, возможно, превышают изобразительную конкретность, свойственную живописи, но важно отдавать отчет, что эмали свойственен свой пластический язык.
Эмаль таит в себе большой спектр неоткрытых и непознанных свойств. И, раскрывая их, в первую очередь, для себя, современному автору главное сохранить в себе художника. Совмещая ремесло и искусство, Игорь Обухов обращается к эмали для того, чтобы эмоционально и красочно рассказать о своем видении мироустройства, напомнить о многоцветии нашей жизни, притом сделать это по-новому, обнажив еще одну грань настоящего художника - универсальность в обладании техник разных видов и жанров искусства.
Юлия Климко, арт-директор галереи «Арка»
Работы выполнены при техническом участии мастеров:
Ирины Шелудько, Александра Енина, Марии Карбовской, Дарьи Пестеревой.
|
|