19 декабря 2013 –
18 января 2014 года


Владимир Погребняк

«пАдвинься, я лягу»
Живопись







«пАдвинься, я лягу», - 10-я персональная выставка Владимира Погребняка в галерее «Арка», поэтому, волей неволей, возникает желание не просто зафиксировать направление вектора творчества художника, но и попытаться сделать некое обобщение его художественного развития.

 Владимир Погребняк оказался гениальным эклектиком, свободным в выборе художественной формы и вложенного в нее смысла. Получив академическое образование живописца (за его плечами художественное училище и Дальневосточный институт искусств), он впитал в себя традиции русской школы. Однако рубеж ХХ и ХХI веков стал периодом кризиса для российского общества, разрушения системы ценностей и необходимости развития нового направления для художников. Неудивительно, что многие живописцы, в том числе и приморские, обратились к опыту художников XIX–ХХ столетия, когда кризис переживало все европейское общество.Когда в результате разочарования в традиционных методах западноевропейского искусства, поиска новых форм, альтернативы «устаревшим» понятиям, взгляд европейских художников обратился, в том числе, и на культуру «примитивных» народов, которая легла в основу «нового» искусства, смыслом которого стало постижение иррационального, подсознательного, интуитивного.

Стоит обратить внимание, что первоначальная интерпретация «примитивного» искусства как неразвитого, примитивного в буквальном смысле слова, осуществлялась главным образом в традициях так называемого эволюционизма: искусство «примитивное» принимали за некий законсервировавшийся этап древнейшего искусства - искусства эпохи Палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.). Подобная точка зрения долгое время бытовала в советской искусствоведческой литературе, отголосками отражаясь и сегодня в зрительских комментариях с негативным оттенком. Тогда как в западной литературе темой для исследований специалистов последние десятилетия стало богатство и разнообразие форм, техническое совершенство, выразительность языка, устойчивость стилистических традиций внеевропейских типов искусства. В результате примитивизм ХХ века был обозначен как особая творческая концепция, новый художественный язык.
 В той или иной степени примитивистами можно назвать многих видных европейских мастеров: Поля Гогена и его последователей, кубистов (Пабло Пикассо и др.), фовистов (Анри Матисс и др.), дадаистов, некоторых абстракционистов и т.д. В России - художников, входивших в объединения «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др. Можно ли Погребняка отнести к рядам примитивистов?!

Работы Владимира Погребняка подкупают своей искренностью, душевной чистотой, простотой, целостностью, яркой выразительностью, родственным отношением к природе. Зачастую сюжеты его картин обращаются к общечеловеческим архетипам, восстанавливая связь человека с универсумом, напоминают о тайне мироздания, связанной с силой слова. Последние годы Погребняк экспериментировал, апеллировал к подсознанию, совести, обобщенному опыту многих поколений, осознавая, насколько важно иметь прочный общественный фундамент, скрепленный этикой и моралью, апробированной временем. Следуя принципу спонтанности в творческом процессе, он делал это на сознательном уровне.
Некоторая символичность и схематичность его образов – это вовсе не желание стилизовать детскую простоту рисунка, это визуализация особой энергетики, которую проще почувствовать, нежели высказать или воссоздать. Это стремление передать впечатление от людей и вещей, используя для отображения форм минимальное количество штрихов и деталей. Именно это нарочитая простота делает изображения его картин кросскультурными, позволяя понять его символику людям, воспитанных в разных культурных традициях и имеющих любой уровень образования.

Какой бы лейтмотив для сюжетов ни выбрал художник, в картинах преобладает светлый эмоциональный тон и бодрое ощущение всех явленийжизни. Точные, зачастую чистые по цвету, его картины вызывают у жителя современного города ощущение буйства красок и гиперболичности мира – но в то же время они чрезвычайно достоверны во всех подробностях нашей реальности. Владимир Погребняк умеет придать будням фееричность, но его множественные композиции проникнуты чувством единства бытия.
Искусству Погребняка присуща упрощенность форм, неповторимо-индивидуальный колорит, та выразительность вещей, которую отличает ничем не скованная смелость замыслов. Он не делит изображаемое на более или мене важное и равно внимателен к любой детали. Все, что он видит вокруг себя, - равноценно, равно интересно и равно актуально. Потому, как бы он ни детализировал изображение при всей его простоте, оно не теряет из-за этого своей целостности. В его картине мира нет разделения на главное и второстепенное, фигуру и фон. Рассматривая, например, такие полотна как «Полдень II» и «Лестница», практически невозможно ответить на вопрос: что – главное, а что – второстепенное?! Картины «Разговор» и «Полдень» - словно вне времени, но в то же время характеризует ХХI век, последовавший за ХХ с его поисками новых художественных решений. Однако, обращаясь к работе «Десант» и «пАдвинься, я лягу», приглядевшись поближе к людям, их действиям и состояниям, мы почувствуем определенную двусмысленность авторского отношения, которого совершенно не может быть у простодушного, балагурного человека.

Плавно перейдя к картинам, вошедшим в экспозицию юбилейной выставки, хотелось бы подчеркнуть, что Владимир Погребняк остается верен художественному языку, позволяющему зрителю с первого взгляда узнавать осмысляющего действительность художника. От выставки к выставке Погребняк демонстрирует необходимость в духовном осмыслении и художественном отображении реального мира. Но выставка, которая озаглавлена обращением от лиц меньших братьев Человека – «пАдвинься, я лягу», - созданная вопреки академическим законам и правилам,помимо прочего,отражает вкусы, нравы и быт определенных слоев общества.

В целом, тема выставки кроется в размышлениях художника о том, что любое живое создание, будь то муравей, жук или корова, имеют право на жизнь и определенное пространство. Неправильно ущемлять их в естественных потребностях, сгоняя с пастбищ, с «насиженных мест» отдыха, вмешиваясь и разрушая экосистему, от которой зависит жизнь всех нас. В частности, буквально еще 20 лет назад на пляжах села «Андреевка» (Приморский край) царила полная идиллия: коровы могли зайти в море, смотреть вдаль, лениво размахивая хвостом, отгоняя оводов. Дачники любили попить чай на крыльце, наслаждаясь тишиной и ароматом цветов, пропитавших воздух. Отдых приезжих из города действительно напоминал «дикий» - ни магазинов, ни каких других благ цивилизации, за исключением тех, что могли поместиться в багажнике автомобиля. Гармония природы и человека отразилась в картинах «Утро», «Коровий пляж». Но вот, на одной из картин мы видим, как одинокий парашютист спускается с неба, словно нависшая угроза над всем этим благополучием («Презент»). И правда, следующий ряд картин демонстрирует хаос, бардак и беспредел («Уходя, уходи», «Свежий ветер»). Нет свободного пространства. Земля огорожена, перекрыта, остались небольшие «островки», на которых людям приходиться нарушать личные границы, полностью вытесняя живую тварь – в море опустошается дно, на берегу не остается места даже домашним животным, которые на картинах Погребняка целенаправленно лишены характерных признаков: не сразу можно понять толи ослов, толи коров, толи козлов хотел изобразить художник. И как апофеоз – люди сами превращаются в животных. «Падвинься, я лягу», – обращение, в которомв шутливой форме содержится призыв задуматься о том, что не осталось места, где и сам человек мог бы присесть, прилечь и остаться при том божьим творением с человеческим лицом.

Да, картинам Погребняка свойственно сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств, ориентация на формы примитива, нарушение пропорций, сочетание локальных и сочных тонов, определенный схематизм композиций, но внимательный зритель едва ли будет очарован непосредственностью и поэтичностью образов, которые характеризуют живопись примитивистов. Искусство Владимира Погребняка на первый план выдвигает аналитическое осмысление современной реальности, несколько оттесняя красоту окружающего мира - что позволяет говорить о художнике скорее как о «неопримитивисте», чем как о примитивисте.

В любом случае, за каждым остается право определить для себя, какое у него отношение к живописи Владимира Погребняка. В современном искусстве много относительного. Однако важными остаются индивидуальность, уникальное видение мира, необычная перспектива – характеристики истинного художника, который серьезно подходит к своей работе и ожидает того же от широкой публики.

Юлия Климко, искусствовед.

 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.