|
3
– 26 июля 2014 года
Сергей Кирьянов
«Знакомые незнакомцы»
Фотография
|
С 3 по 26 июля 2014 года галерея «АРКА» в рамках «Года культуры в России» при поддержке Администрации г. Владивостока представляет выставку Сергея Кирьянова «Знакомые незнакомцы».
Данная выставка включает в себя 75 художественных фотопортретов представителей творческого сообщества города Владивостока. Экспозиция, выстроенная по принципу повествования о культурной жизни города через истории конкретных личностей, выходит за пределы «документальности» и становится ярким переживанием и поводом к рефлексии над собственной идентичностью.
Серия портретов, накопленная Сергеем Кирьяновым за 15 лет работы над ней, стоит особняком в его творчестве. Главная задача фотографа, создающего портреты, заключается в том, чтобы убедить зрителя на них посмотреть. Внушить ему, что это интересное занятие – разглядывать изображения людей, о которых он в лучшем случае что-то слышал, но, скорее всего, почти ничего не знает. Сергей не прибегает к эффектным мизансценам, расстановке источников света, «глянцевым» приемам постобработки кадров. Он не работает на «разрыв», стремясь шокировать, ослепить или вызвать другую мгновенную (необдуманную) ответную реакцию зрителя. Он сдержан, ненавязчив и доброжелателен в стремлении показать чувства, эмоции и сильные стороны «внутреннего человека», запечатленного на снимке.
Сергей всегда хотел и любил снимать людей. Начал фотографировать, будучи подростком. Позже детское увлечение переросло в большее, чем в профессию – образ жизни. Как уже было сказано, Сергей Кирьянов использует естественное освещение без спецэффектов. Предпочитает нейтральный фон для своих персонажей, которых фотографирует только при взаимном человеческом расположении. Ему важно исключить все внешнее. Его камера обычно располагается максимально близко к портретируемому, оставляя за кадром второстепенные детали, которые могут отвлечь от лица. Двойные (семейные) портреты, в этом смысле, одно из немногих исключений.
Заметна принципиальная зависимость построения кадра от светографики, образуемой игрой теней в пространстве фотоснимка. Невозможно сказать, что она является сквозной нитью творчества Сергея, но, пожалуй, является определяющей идеей создания серии портретов. Объективность, к которой стремится автор, дополняется фотографической «честностью»: он снимает не всегда на профессиональную технику. Бывает, что встреча со следующим героем происходит неожиданно, то есть к съемке Сергей, как правило, не готовится целенаправленно и редко договаривается о встречах с портретируемым. По словам автора, «его студия – это улица».
А улица не всегда гарантирует выигрышный фон, обстановку, продуманность деталей, подчеркивающих тот или иной замысел фотографа. По этой причине Сергей прибегает к постобработке отснятого материала, но принципиально не касается лиц.
Фокус и обаяние кирьяновского снимка состоит в том, что автор сеет в нас легкое сомнение – все ли заметил он в персоне, все ли заметили мы в снимке?! Важнее все-таки реальность, или наше представление о ней?! И эта неудовлетворенность все снова и снова побуждает рассматривать лица, расширяя границы понимания, увеличивая «словарный» запас фотографического языка…
Юлия Климко,
искусствовед
|
|