|
27 мая – 20 июня 2015 года
Маша Ламзина
«Начало»
Текстиль,
ручное трафаретное отбеливание
|
Выставка «Начало» - первый художественный проект талантливого fashion - дизайнера Маши Ламзиной, в рамках которого она представляет полотна и шпалеры, приятно поражающие мастерством и гармоничностью сложных образов.
Сегодня, когда у художника есть свобода делать то, что он хочет, что чувствует, и что стремится сказать, укромных уголков не осталось. Когда мы говорим о нашем времени, то и дело на ум приходят произведения, живописные полотна, инсталляции, акции и арт-объекты, ставшие объектом для критики, бурных обсуждений и осуждений за откровенность и обнажение, как буквальное, так и символическое. Кто-то называет это вседозволенностью, кто-то - новыми возможностями познать природу человека, но, на самом деле, важнее то, что история эпохи диктует темы и главные предметы для творчества художников. Невозможно игнорировать «опасные игры», в которые человечество продолжает играть с собой и с природой. Как бы ни хотел зритель видеть красивые лирические пейзажи, как бы ни нравились ему привлекательные лица на полотнах, художник всегда говорит на языке своего поколения, создавая искусство своего времени. Это не просто право, это потребность творческой личности создавать в искусстве новые течения, отличные от предыдущих. Именно эта потребность лежит в основе развития истории искусства. По этой причине возникли импрессионизм, кубизм, супрематизм, абстракционизм и т.д. По этой же причине нынешние художники создают «непонятные» произведения, ищут новые поверхности и материалы, стирают границы между видами искусства. Так, текстильное искусство утрачивает исключительно декоративную функцию, обретая функцию познавательную.
Современное текстильное искусство – явление не менее интересное и трудоемкое, чем традиционное (гобелены, ковры, панно и т.д.). Однако помимо привычной декоративности текстильных произведений, о чем уже было сказано, последние десятилетия художники придают особое значение содержанию работ, выполненных из текстильных материалов, одновременно пытаются трансформировать двухмерную поверхность в трехмерую, пробуют воздействовать на зрителя через изображения, нанесенные с помощью новых производственных решений. Творчество Маши Ламзиной - прекрасный пример того, как художник может работать с традиционными материалами, актуализируя при этом проблемы человека, его жизнедеятельности в настоящее время и в будущем.
В контексте личных эстетических пристрастий Маше чрезвычайно близки оригинальные японские техники работы с тканями. Наиболее важным источником вдохновения для автора является трафаретное искусство (stencil art) - направление уличного искусства, завоевавшее чрезвычайную популярность в последние годы благодаря таким известным художникам как Бэнкси, C215 и многим другим. Однако в данном случае автор вместо городских пространств, зданий и объектов использует тканые материалы. Через выполненную серию работ автор демонстрирует зрителю тонкую грань между проявленным и сокрытым. Художник, черпая вдохновение в окружающей среде, обнажает свой внутренний мир. Экзотические животные и насекомые, больше похожие на фантазии и фантомы ребенка, связывают человека с необъятной и бесконечно многообразной природой вокруг нас. Коллажи с лицами отсылают нас к широкой теме поиска самоидентификации, попыткам сформулировать личностные мотивы и цели – теме очень не простой, не однозначной и очень личной.
Безусловно, будут те, кто проведет параллель между творчеством Энди Уорхола и творчеством Маши Ламзиной, так как и тот, и другая использовали прием с тиражированием изображений на произведениях. Помимо этого, Энди Уорхол был по образованию и призванию дизайнером и специалистом по моде и рекламе. Тем не менее, говорить можно только о схожести образования и, в некоторых случаях, визуальных приемов. Энди Уорхол, который считается лидером поп-арта, не придавал большого значения технике. Техника в поп-арте в принципе не была важна: можно было использовать фотографию и печатную графику, шелкографию или живопись. Дело было не в средствах, главное заключалось в том, чтобы произведение вводило в средоточение потребительского общества с его вещами и массовыми коммуникациями.
Уорхол объявлял, что хотел бы сделаться машиной и видеть вокруг себя также машины, и чтобы все люди думали и чувствовали бы одинаково, и всем были бы приятны вещи вокруг них. Маша Ламзина же, хоть и создает одежду утилитарного назначения, как художника ее волнуют и «вечные ценности», и «великие истины». Она последовательно работает с материалом и техникой до тех пор, пока критерий «качество» не станет очевидным не только на уровне исполнения, но и содержания. Техника, в которой работает Маша Ламзина, заслуживает особого внимания. Художник создает рисунок, затем - трафарет, через который хлором воспроизводит рисунок на нужной поверхности. Разные трафареты могут использоваться для одного изображения, чтобы создавать оттенки, глубину цвета и объем. Этот способ трафаретного отбеливания разработан автором самостоятельно и является уникальным.
Полотна из серии «Йога на Черепахах» не просто эстетизированы, они несут в себе личностное отношение автора к Вселенной - эзотерическая составляющая в размышлениях крайне важна для Маши. Как адепту индийской философии ей также очень близка тема анимизма (традиционного воззрения коренных народов Приморья) и родственного ему синтоизма, основа которых состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Связь с силами природы, поиск источника сознания, трансформация – это как раз те основные смыслы, которые художник вкладывает в свои работы. Соответствующие мотивы легко прослеживаются в представленных на данной выставке работах.
По большому счету, искусство – результат потребности человеческой души высказать наиболее волнующие ее чувства. Мы можем только порадоваться за художника, которому есть, что сказать. И порадоваться за себя, что благодаря художнику можем «слышать» наше время.
Юлия Климко, искусствовед
|
|