|
19 ноября – 12 декабря 2015 года
Евгений Пихтовников
«Отражение»
Живопись
|
Каждый замечал, как непостоянна и прекрасна природа. Морские просторы, луга, облачное небо, закат и множество других явлений вызывают в нас эмоциональный отклик, будит чувства, воображение, дает заряд сил. И во все времена художники пытались запечатлеть похожие сиюминутные моменты, способные отразить величие, мощь, волнение и т.п. Однако пейзажи довольно долгое время были лишь фоном для главных сюжетов картин.
В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возник лишь в конце XVIII века, приобрел свои отличительные черты в XIX веке. Примерно с середины XIX века в русской пейзажной живописи утвердился пленер, когда картины пишутся с натуры. В основе новых течений лег импрессионизм - прогрессивное направление живописи, пришедшее из Франции. В этот период отечественная пейзажная живопись достигла своих высот, художники накопили достаточный багаж знаний и традиций, которые легли в основу творчества многих современных авторов, в том числе и Евгения Пихтовникова.
Евгений Пихтовников – зрелый, состоявшийся художник, живописный подчерк которого узнается и профессионалами, и любителями искусства. Тем не менее, от выставки к выставке Евгений пытается выйти «из зоны комфорта» - найти новые художественные приемы, цветовые сочетания, поработать с тональностью, отточить композиционные наброски с натуры, добиться полной гармонии линий, форм, цвета в своих произведениях.
Выставка «Отражение» - дневник путешественника, вдохновленного природой чужих мест: Сибирью, Азией, южной Европой. На картинах представлены и девственные леса, и городские улочки, и пляжи с белым песком, и берега самого большого озера с пресной водой - Байкала. Разнообразна и палитра художника, который использует то яркие, сочные сочетания цветов, то играет на полутонах, усиливая передаваемое настроение, атмосферу картины. Особенная вибрация цвета пронизывает триптих «Солнечный звук». В данном случае особенно уместно вспомнить импрессионистическую традицию живописи, когда художники исследовали естественный свет, темперамент, строй образов, переводя на язык живописи индивидуальный способ видения. При первом знакомстве с триптихом Евгения не возникает никаких вопросов, глазу понятна и заметна искренность изображенной действительности – заросли леса в разное время суток. Через несколько секунд визуальных исследований образы размываются, уходя в тень насыщенно нанесенных красок, образующих узор из переплетенных разноцветных линий, зигзагов, широких мазков. Но вскоре образы вновь вырисовываются и встают на свои места, уже в полную силу выявляя целое.
Интенсивный колорит Евгений Пихтовников сочетает с минималистическими приемами. Картина «Дюна» производит сильное, живое впечатление за счет контраста, выразительных акцентов на светлом фоне. «Утро. Загреб» - удачное слияние глубинных решений и изобразительности. Цвет фона довольно однообразен, но тон очень богатый.
Очевидным достоинством Евгения Пихтовником является его способность живописными приемами передать состояние, создать настроение описываемых явлений и предметов. Евгений не спорит с природой, не пытается ее трансформировать, придать неестественные формы. Отражая реальность, он старается найти возможности передать то, что видит и при этом чувствует: утреннюю прохладу, изнурительную жару, высокое небо, теплое море...Через картины художник делится наслаждением созерцать жизненную силу, присущей каждой частице природы, достигая при этом на холстах драгоценного блеска цветов, как в их разложении, так и в их оптическом синтезе. Умело сочетая цвета, Евгению удается сформировать пространство, чистое, объемное.
Но помимо живописных особенностей у выставки есть объединяющая идея: мир отражается на полотнах художника, отражаясь затем в зрителе. Подобная цепочка восприятий укореняет индивидуальную память в культурной. Развивает и транслирует русскую культуру, благодаря чему или в том числе, происходит подтверждение идентификации принадлежности индивида к конкретному социуму. Как известно, любой индивид рождается уже априори вписанным в некую историческую, языковую и культурную среду. С самого начала человек пытается выстраивать коммуникацию на языке, который стал его «родным» или «материнским» в течение первых двух-трех лет жизни. Одновременно у него возникает потребность в коммуникации и взаимопонимании, которая остается на всей продолжительности жизни. Художник является одним из тех, кто способен вступить в коммуникацию - вызвать у личности (зрителя) ощущение счастья, что есть тот, кто (художник) понимает душу. Ведь, по большому счету, сущность художественного переживания от рассматривания реалистической живописи заключается в том, что мы все время сравниваем художественный образ с художественным первообразом. Постоянное сравнение образа с первообразом, которое создается при помощи художественного переноса реальности, вызывает в человеке совершенно специфическое чувство удовольствия, которое не имеет ничего общего ни с логическим умозаключением, ни с моральным назиданием, ни с буквальным соответствием природе. В качестве противовеса скорости социальных процессов, технологичности, индустриализации общества картины Евгения Пихтовникова способны стать для зрителя источником восстановления внутренних ресурсов благодаря живописности и гармоничности интерпретируемой натуры. Творчество Евгения Пихтовникова воздействует на чувства и воображение, а через них и на мысли носителя русской культуры, поскольку выявляет характерные национальные черты – доброту, свободолюбие, традиционность, религиозность, размах, сострадательность и т.д.
Юлия Климко, искусствовед |
|