1 декабря 2016 – 14 января 2017

Владимир Погребняк
«Теплые деньки»

Живопись

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Сегодня на «мировой сцене» живописи в целом и приморской в частности царит поразительное стилевое разнообразие. Тем не менее, фигура Владимира Погребняка, не то, чтобы стоит особняком (он активный участник художественного сообщества), но выделяется определенно. Владимир изображает самые обыкновенные предметы, но эта простота обманчива. Его картины – мир внутренних переживаний и размышлений, в которых реальность переплетается с мечтами и желаниями о гармоничном мироустройстве. В живописи Погребняк демонстрирует синтез понимания формы и изобразительного языка, основанный на потребности быть ближе к природе, придерживаться гуманистических идеалов, нивелировать ощущения конфликтности.

Критическое отношение сменяется лиричным и романтичным. Если коротко обобщить художественную матрицу его произведений, получится, что художник предпочитает первоплановость основного изображения, часто упрощает рисунок, создает статичные позы, искажает перспективу. Простота изображений обостряют эмоциональную и образную выразительность произведений. Обращение к фундаментальным чувствам и жажда непосредственности составляют примитивистскии? элемент живописи Погребняка. Хотелось бы в качестве напоминания привести слова А.Ф.Кофмана, который писал, что «если примитив, существующии? за пределами «верхнеи?», элитарнои? культуры – это спонтанное искусство, не знающее стилизаторства, отражающее единственно возможную ориентацию художника, то примитивизм создае?тся исключительно в сфере учено-артистического профессионализма и является одним из модусов самовыражения художника, которыи? он выбирает сознательно, преследуя решение определе?нных задач».

Стремление Погребняка к упрощению обусловлено рядом факторов, среди которых немаловажное значениеимеют поиски границ свободы творчества. Он работает в сфере плоскости и красок, так как ориентируется не на зрение, а на умозрение. Изображаемое в картинах чаще всего подчиняется авторской логике, а не законам перспективы, чтобы акцентировать внимание на том, что кажется художнику особенно важным. Поэтому и отсутствует явная пространственность изображения. Владимир Погребняк изображает не столько то, что видит, сколько то, что знает о предмете. Колористический строй живописи характеризуется насыщенностью и плотностью локальных цветов. Характерно преобладание открытых красок, определяющих декоративно праздничное звучание большинства произведений. Цвет в картине является не инструментом для создания воздушно-пространственной среды, а символическим определением предмета, присущим народной художественной культуре. Он пренебрегает второстепенными деталями. Но отталкивается Погребняк не от лубка, а от новаторов начала ХХ века, в недрах творчества которых родилось плакатное и графическое искусство.

?Как и предыдущие, произведения, вошедшие в экспозицию выставки «Теплые деньки» наполнены архаическими образами, в которых концентрируется объективность и прямота смыслового высказывания. Порой Погребняк насыщает картины индивидуальной семиотикой, комбинируя определенные мотивы согласно своей логике. Смысловой язык таких компиляций лежит в области закодированного художественного подтекста. Изучение содержательной стороны творчества Погребняка, его смыслового языка выходит за рамки искусствознания, попадая в междисциплинарное поле культурологов и социологов, как особая форма художественного мышления с уникальными представлениями о мире, пространстве и человеке. Он работает целенаправленно, идентифицируясь с творческим процессом, погружая в него свои намерения и умения. Тщательно взвешивая возможный эффект, он выбирает изобразительные средства с полной осознанностью. В результате рождаются произведения с «объективным» смысловым языком.

Владимир всегда пытается оказать то или иное воздействие на зрителя. Как живописцу Погребняку важно достигать и воспитательной цели. Создавая произведение, он заранее определяет идею картины, проводит большую подготовительную работу и объективно пытается изобразить то, что видит вокруг или видел когда-то. Конечно, его «объективизм» избирателен: как уже говорилось, Погребняк сознательно отметает несущественное, а главное выдвигает на передний план. Часто первоплановость основного изображения сочетается с гипертрофированными размерами главных персонажей или объектов и тем самым художник, используя уже язык символики, намеренно создает символическое произведение.

Так, в картине «Где тебя носило?» символическое значение имеет цвет: розовый как символ «гламура», наводнившего современное общество. По большому счету, выставка о радости. О том, что у нас остались «теплые деньки»,когда можно забыть о проблемах, купаться в счастье и погружаться в беззаботность, но в то же время о том, что повсюду нас подстерегает опасность. Для каждого опасность своя: распущенность, предательство, категоричность, пресыщенность… Один из главных символов выставки – птица счастья. Птица, которая ускользает, но за которой мы гонимся всю жизнь. И по-хорошему, бег этот прерывать не стоит.

?На этот раз история выставки приобрела еще и личный характер. В 2016-ом году Владимиру Погребняку исполнилось 60 лет, к тому же вместе с супругой Татьяной (тоже художником) они отметили 40 лет совместной жизни. В картине «Светлое будущее» Владимир отводит главную роль Татьяне, которая, держа мужа за руку, приводит семью к победе, первыми пересекающими финишную прямую. Зрителю показана идиллическая картина, но «плохие парни» идут по пятам, так что не стоит забывать, что жизнь – это постоянное преодоление барьеров, даже если опасность пока находится позади. А в картине «Охота на змеелова» главным героем становится уже сам художник-рыбак.

Как мы знаем, тематическая основа творческих поисков Владимира Погребняка связана с ежегодными поездками художника на пленэр в село Андреевка. В Андреевке у многих художников – дачи, в то же время это излюбленное место отдыхающих, славящееся красивыми и удобными пляжами. По этой причине художник перенасытил картину деталями, «рассказывая», что не осталось уже почти уединенных мест, где можно мужчине отдохнуть душой и набраться сил. Повсюду видны изменения, уводящие от привычного хода дел.

Несомненно, Владимир Погребняк искренне задумывается о том, что ждет людей в будущем, если они умудрились за небольшой промежуток времени обернуть тихую спокойную жизнь прибрежного села в чумовой хаос. Нужно отметить, что Владимир Погребняк так же хорош в роли философа повседневности, как и в роли художника.

Юлия Климко, искусствовед

 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.