|
15 марта — 1 апреля 2017
Маша Ламзина
«Пижамная революция»
текстиль
|
«Пижамная революция» - вторая персональная выставка Маши Ламзиной, центральными работами которой стали большие текстильные инсталляции. Огромные футболки и штаны, напоминающие одежду для сна, стали не только основной для игры в слова и названия экспонатов, но и основой для игры в символы, которые автор разработала и нанесла ручным способом на ткань. Семантика любого знака подразумевает некую коммуникацию, когда адресат понимает транслируемые коды, может принять и воспринять сообщение. Те смыслы, которые Маша Ламзина вкладывает в созданные ею образы, тесно связаны с поп культурой и культурой Востока, что позволяет ей то иронизировать над идеалами и кумирами современного общества, через доступные и понятные обывателю символы и стереотипы, то побуждает без морализаторства иначе взглянуть на собственный мир, акцентируя внимание на общегуманистических идеях. Соединяя образы и знаки, художник предлагает задуматься о контекстах, рождающих новые и разрушающих принятые связи в сознании конкретных индивидов.
Маша Ламзина реагирует на тенденции общественной жизни, используя для своих текстильных принтов графические изображения - знаки, которые в современной культуре легко считываются человеком. Черпая свои сюжеты из современной массовой культуры: комиксов, анимации, интернета, стрит-арта, Маша стремится вести разговор со зрителем на понятном ему языке символов. Используя этот легко считываемый подсознанием современного человека язык, Маша освещает в своем творчестве такие темы как любовь, гармония, равноправие, поднимает вопросы жизни и смерти. Комментируя свой проект, она говорит: «Используя сюжеты для принтов в юмористическом ключе, я хочу предоставить зрителю возможность ментальной перезагрузки. Название выставки «Пижамная революция» - это ирония над серьезным и шаблонным восприятием реальности. Взаимодействие человека с искусством может побудить зрителя посмотреть на привычные вещи под другим углом, и смещая шаблонность мышления, позволяет ему развиваться, размышлять, и как следствие, - совершенствоваться». Характерный пример – центральная инсталляция «Видят ли пижамы эротические сны», состоящая из двух частей, символизирующих отношения мужчины и женщины, их целостность и естественность «взаимопроникновения».
Инсталляция представляет собой висящие напротив друг друга футболки, соединенные штанами. Определить гендерную составляющую помогают нанесенные символы на предметах одежды. На одной футболке автор соединила обнаженную грудь, символ материнского начала; треугольники, подразумевающие способность давать жизнь, «материнское лоно космоса»; и «бусы» из черепов, транслирующие мысль бренности и цикличности жизненных процессов. А на другой – символы, легко ассоциирующиеся с бананом Уорхола, и в то же время фаллосом - символом мужского, производительного начала природы. По лицевой стороне штанов изображения женских символов постепенно переходят в изображения мужские. Исходных данных достаточно, чтобы зритель самостоятельно интерпретировал историю, условно говоря, правильных взаимоотношений. Задумался над современным сценарием совместного проживания мужчины и женщины, системой их ценностей, моральными и этическими нормами и принципами. Автор выставки обращает внимание, что в глубине каждой вещи может скрываться идея, доступная для понимания через искусство. Разгадывание символики, скрытой в предметах, позволяет проследить связь между культурами всех времен и народов и ощутить незримую нить, связывающую человечество.
Говоря о содержательной части, важно не упустить, что Маша Ламзина сильна не только как Художник, но и как Ремесленник. Используя способность хлора отбеливать цветные ткани, ей удается создавать на удивление разнообразные визуальные эффекты. Цветовая неоднородность завораживает и притягивает взгляд. Уникальный способ создания принтов на трикотажной ткани неожиданно «подарил» яркое решение с точки зрения создания художественного образа: буквально растворяя хлопчатобумажные нити, хлор обесцвечивает неопреновые нити, из которых рождается кружево, белое, легкое, с замысловатым рисунком. Очевидно, в работах Маши Ламзиной проявляется эстетическая составляющая искусства и этическая, в основе которых лежит удивительная способность влиять на формирование мировоззрения и мировосприятия человека.
Юлия Климко, искусствовед
|
|