3 – 20 октября 2017 года


Евгений Макеев, Вадим Хижняк
«Отражения»

графика, малая пластика
(кость мамонта)

 

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"




 

Галерея современного искусства "Арка"


 

 

 

 

Выставка Евгения Макеева и Вадима Хижняка «Отражения» — кураторский проект в рамках параллельной программы 9 Владивостокской международной биеннале визуальных искусств. Объединяющая все проекты главная тема биеннале «Морфология порта» обращает внимание на разнообразие, хаотичность и в то же время стабильность культуры морского города, в котором царит свобода и одновременно закрытость и традиционность уклада жизни. Однако выставку Евгения Макеева и Вадима Хижняка стоит выделить особо.

Творчество обоих художников философично, метафорично и мифологично. Их работы отличает ощущение присутствия художника с вполне узнаваемым подчерком.И для Евгения, и для Вадима основа творчества – аллегория, благодаря которой возможно исследовать такие понятия как пространство и время, рефлексировать на тему самоиденфикации и определиться с образом/стилем жизни. Оба художника пытаются проанализировать опыт народов, их представления о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, расставляя акценты на внутреннем мире человека. Особая атмосфера, окутывающая произведения обоих художников – это атмосфера погружения и молчания. Авторы не приглашают зрителя созерцать настоящее, ему предлагают выйти за пределы времени, почувствовать вибрацию перемещений художника от образа к образу, от идеи к идее, пробуждая воспоминания, приводя в действие пласты памяти, унаследованной от далеких предков, в глубинах которой архетипы тесно переплелись с символикой современности.

Рыбы, птицы, дома (аквариумы у Евгения Макеева) художников словно напоминают, что символика имеет огромное значение в истории искусства и развивается во времени вместе с культурой. Мировоззрение и мировосприятие человека обладают определенными особенностями, без знания которых невозможно полноценно воспринимать произведения искусствалюбого исторического периода. Но не стоит забывать, что при этом смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего, т.е. зрителя.

Тем не менее, символы Макеева и Хижняка универсальны. Кросскультурны. Так, символизм образа ворона определялся скоростью передвижения, свободным парением и предполагаемой способностью достичь небес, олицетворяя воплощение как человеческого, так и космического духа. В Китае трехногий ворон был эмблемой династии Шу и символизировал восход, зенит и заход солнца (на котором, как полагали, и жил этот легендарный ворон). И в Китае, и в Японии ворон до сих пор является эмблемой семейной любви.У палеоазиатов - чукчей, например, он культурный герой. Полагают, что изначальные мифы о Вороне созданы были в период некоего генетического единства палеоазиатских народов и индейцев Северной Америки. У индейцев он - культурный герой, а палеоазиатов - патриарх семейства, от которого произошли люди. Удивительным образом, ворон оказывается посредником между сушей и водой. Умирающим на земле (или в пустыне) он приносит живую и мертвую воду или съестные припасы. Огромное развитие получила история участия ворона в спасении при всемирном потопе. Ворон - вещая птица. Он живет сто или триста лет и владеет тайнами: предсказывает смерть, нападение врагов, в былинах дает советы героям, в сказках указывает на зарытый клад, в песнях приносит матери весть о гибели сына и т. п.
Что касается образа рыбы, это популярный, красивый и многообразный символ, известный на протяжении многих веков опять же в различных культурах. Рыб почитают как символ зарождения жизни в соответствии с традиционными космогоническими представлениями большинства народов Земли: жизнь произошла из воды, поэтому и ассоциируется с процессом оплодотворения. Рыбные блюда, а также жертвоприношения рыбы преподносились в ритуальном богослужении всем богам подземного мира и лунным богиням вод, а также любви и плодородия. Этот символизм был известен как в Древнем Египте, так и в кельтской, индийской, месопотамской, бирманской, персидской культурах, искусстве восточных славян. В бронзовых фибулах VII века, найденных у села Зеньково на Полтавщине, связывающие звенья, по форме напоминают змей, рыб и хищных птиц, тем самым, соединяя три природные стихии: воздух, вода, земля.

Стоит немного подумать, и сознание само предложило бы большинство вариантов трактовки, поскольку символы, по большому счету, - распознаваемые элементы, которые передают конкретное значение, идеи, понятия, служат надежным «языком» во всех визуальных искусствах. Несомненно, что некоторые символы возникли у народов самостоятельно. Многие сходные символы могут быть объяснены общими психологическими и культурными причинами, в других случаях обнаруживается культурное взаимодействие народов и передача символики путем культурных и торговых связей, религиозных представлений. Близость к Японии, Кореи и особенно к Китаю, обогащает нашу картину мира, подчеркивая единогласие в восприятии тех или иных образов и явлений, на основе которых можно уже строить «общий дом», избегая острых конфликтов.

Евгений Макеев часто цитирует различных западных и восточных философов, окаймляя их высказываниями графические листы. Порой он упоминает слова Гунсунь Луна: «Белая лошадь – не лошадь», - в которых кроется парадокс: описания отдельных характеристик вещи невозможно прийти к идее вещи как таковой, как целостности. Один плюс один не образуют два, так как ни одно из них не является двумя. Исправить реальность можно только путем исправления имен вещей. Тем самым Евгений Макеев говорит о том, что ему любопытно попытаться понять, что мы действительно видим, когда смотрим. Но любопытнее всего попытаться понять, что мы видим, глядя в зеркало. Отражения отражений, следы следов?!

Вадим Хижняк задумывается о похожих вопросах, моделируя жизнь в «городе рыб». Достоверно передавая мимику, пластику и черты лица подводных обитателей Вадим отходит от традиций декоративно-прикладного творчества, к которому традиционно относят резьбу по кости. Он акцентирует внимание на содержании, повествуя не только о морских «тварях», но и проводя параллели между законами сосуществования людей и животных. Примечательно, что резьба по кости как исторически, так и в настоящее время продолжает удерживать видное место в китайском искусстве и ремеслах. Самое известное произведение китайских резчиков, обычно поражающее воображение европейцев – «шар в шаре», чья история насчитывает около 1000 лет. Из куска кости вытачивают шар, после чего в нем на необходимом расстоянии просверливается несколько отверстий конической формы, вершины которых сходятся в центре шара. Затем мастер отмечает в каждом отверстии количество внутренних шариков. Специальным изогнутым резцом начинается вытачивание шариков поочередно, начиная с внутреннего. Затем шарики, вращая друг в друге, покрывают гравировкой или резьбой. Самая первая такая сфера относится к династии Сун (960 – 1279 гг.), это был трехслойный шар. В Китае эта техника называлась «работа демона». Народные достижения открывают еще одну грань взаимопроникновения культур – желание овладеть и превзойти успех соседа. Вопрос в другом: каков путь к превосходству, стоит ли идти по нему и какова цель?!


Юлия Климко, искусствовед

 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.