|
21 ноября – 16 декабря 2017 года
Екатерина Архипова
«СОСТОЯНИЯ»
живопись, графика
|
Выставка «Состояния» Екатерины Архиповой, приуроченная к ее 50-летию, представляет зрителю ряд работ последнего двадцатилетия – портреты, композиции, серию полотен в жанре «ню», натюрморты и акварели – характеризующих автора как сложившегося мастера со своей особой ярко-выраженной художественной манерой, открытым взглядом на мир и неустанной внутренней работой.
Название выставки неслучайно. Состояние – всего лишь отвлечённое понятие, обозначающее множество устойчивых значений переменных параметров объекта. Этой выставкой Екатерина Архипова предоставляет искушенному зрителю уникальную возможность увидеть последовательную смену состояний и быть вовлеченным в сам этот процесс.
Екатерина Архипова достаточно громко заявила о себе в художественных кругах Владивостока и Находки в середине 90-х прошлого века недюжинным мощным талантом, неповторимой живописной интонацией, только ей присущими колористическими решениями, откровенными смелыми аллюзиями в сторону Сезанна, Модильяни и Матисса, которые, к слову, читаются и в ее нынешних работах, высоким уровнем всего, к чему прикасается, в творчестве и в жизни. Стиль ее и сейчас узнаваем, индивидуален, однако юношеский кураж сменился задумчивой мудростью, взрыв чувств – глубоким эмоциональным переживанием, желание доказать всем, что она лучшая, – сосредоточенностью на самосовершенствовании.
Три почти фундаментальных композиции – «Чудесный улов», «Рождество» и «Горная трапеза», написанные в первое пятилетие нового века, по-прежнему напоминают гармонично уравновешенные скульптурные группы, с четкими объемными фигурами, но ландшафт теряет плавность и прочность, характерные для раннего творчества автора. Фигуры отдаляются от привычной античности, и, хотя и сохраняют некоторую барельефность, композиционная линия, объединяющая персонажей, острые крыши условного пейзажа, уверенно отсылают зрителя к треугольнику – единству, Троице. Свойственный Архиповой колорит, с преобладанием разных оттенков терракотовых, сине-зеленых, охристых тонов звучит здесь приглушенно, туманно, обманчиво. Как и созерцательное состояние, в которое погружены персонажи, вдруг оборачивается тревожной грустью, которая неумолимо передается зрителю. Совершенно иное состояние вызывают «Купальщицы» – своеобразный манифест смены мировоззрения – композиция отсылает зрителя к знакомым античным «амазонкам», но уже иным – тихим, радостным, расслабленным, обретшим любовь и независимость. Живопись здесь кажется прозрачной, цвета простыми и однородными, но изящными, что достигается сложнейшей техникой наложения краски, чем художник владеет более чем виртуозно.
Другой аспект творчества – серия портретов и работ в жанре «ню». Тонкая, почти неуловимая грань отделяет портреты первой декады третьего тысячелетия от второй, обнаруживая резкую, почти кричащую, инаковость в обнаженных композициях последних трех лет.
Задумчивые, погруженные в себя, порой намеренно прячущие от зрителя взгляд, образы – «Зимний портрет», «Вечер на даче» – отнюдь не психологический портрет, а своеобразное исследование себя через конкретного современника, выхваченного из ритма жизни и течения времени вообще, погруженного в созерцательную тревожность, оборачивающуюся медитативным молчанием, приглашением внутрь и зрителя, со-стоянием со-переживания. Персонажи находятся внутри собственных эмоций, что совершенно созвучно состоянию художника – мятежный поиск счастья, творчества, жизни, любви. Невозможно уйти от ощущения, что портреты Архиповой – те же композиции, только выстроенные вокруг центральной фигуры, образа, вылепленного широкими, уверенными цветовыми пятнами, как и пространство вокруг, которое только подчеркивает, что точка входа в картину – лицо. При этом в каждом уникальном образе очевидна автопортретность – художник намеренно погружается в со-стояние с моделью, эмоционально воздействуя на зрителя и подчиняя его восприятие настроению тихой грусти и размышлений. Живопись портретов несколько отличается от композиций, но остается способом передать эмоцию, состояние эфемерной, но стены между художником и миром – те же тонкие, звенящие переходы, переливающиеся фоны, преобладание зелено-синих тонов с вкраплениями охры, та же фирменная дымка, неизменное sfumato, отсылает к осознанию зыбкости происходящего.
О совершенно ином состоянии портреты 10-х годов ХХI века – «Девушка в синей блузе», «Лиза» – постепенно обретающие силу и радость. Буквально поют гимн жизни образы в серии «обнаженных», созданной в последние три года. Перед зрителем – яркие, почти музыкальные образы, поэтичные и загадочные по своему содержанию. Обнаженные молодые женщины со спокойным интересом, трогательной непосредственностью, задумчивой томностью и беззастенчивостью разглядывающие с полотен проходящий мимо людской поток, излучают проникновенную чувственность, красоту и непредсказуемое женское обаяние. Архипова не изменяет и здесь своей концепции красоты, пониманию ее как архитектуры человеческого тела – чистые, законченные формы, истоки которых в любимой ею античности. Именно в этой серии художница умело использует своеобразный композиционный прием – blowup. Фотоувеличение не разрывает композицию на части, а заставляет мысленно дополнять картину, приближает к образу, подчеркивает интимность эмоциональных отношений художника и модели, вовлекая в процесс третьего, смотрящего. Композиция выстроена так, что сначала взгляд концентрируется на лице, затем соскальзывает на тело, а после охватывает все полотно целиком, возвращаясь опять к лицу. Такая ритмичность обусловлена не только «фотоувеличением», а синергией композиции и рисунка в целом – все фигуры будто забраны в неправильные окружности, линии ритмичны, легки и естественны, неизменно по-«матиссовски» плавны и тягучи. В живописном аспекте – работы пластичные и цельные, написаны мягко, но фигуры и окружающее их пространство по-прежнему лепятся цветовыми пятнами, складывающимися в единый живописно-эмоциональный сплав, при этом автор действует тонко и осторожно, любуясь, модуляции цвета прозрачны и нежны. Отдельного слова заслуживают пространства, без которых образы не мыслятся – фигуры плотно вписаны в искрящиеся и переливающиеся осколки калейдоскопа, магически складывающиеся в радостные сны и мечты, только слегка приоткрывающие тайну изображенной натуры. Неизменная сине-зеленая, охристая гамма, к которой мы привыкли в ранних работах, звучит здесь почти чистыми радостными оттенками, а в фирменном sfumato преобладают уже не серо-зеленые, а розово-голубые тона.
Особого внимания в экспозиции заслуживают натюрморты. Мастер этого жанра, Архипова радует нас своеобразной манерой, продуманными композициями, сложным колоритом. Натюрморты, как им и положено, фигуративны, предметны, но даже здесь изображенное – предмет эмоционального воздействия. Художник полностью властвует над зрительским восприятием и не скрывает этого – темпераментно-чувственные груши и яблоки, строгие бутылки и радостный лук – торжество живописи, рисунка и радостного освобождения.
«Состояния» Екатерины Архиповой – особая выставка – некая точка входа в личное внутреннее состояние художника, в котором стена между ним и миром рухнула, и стало очевидным, что внешнее – всего лишь катализатор внутреннего, отражение ее жизненного кредо: «Искусство для меня – это возможность не просто украсить мир, а помочь ему стать добрее и прекраснее».
Ольга Щукина,
искусствовед |
|