|
5 апреля — 30 апреля 2017
Геннадий Омельченко
«ХХI ВЕК.
ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ.
От реализма до постмодернизма»
Живопись, графика
|
Геннадий Омельченко – почти символическая фигура в приморском искусстве второй половины ХХ века. Он относится к тому узкому кругу художников, которые первыми на Востоке России, по сути, вспахали и засеяли ниву «современного дальневосточного искусства», того искусства, где приоритет теперь принадлежал не качеству, а смысловому выражению и новому концепту.
Художественное творчество Геннадия Омельченко находится как бы на стыке двух эпох: относится одновременно и к области современного искусства Приморья, искусства второго десятилетия XXI века, и уже к истории - «неофициальному изобразительному искусству» периода СССР. При известном желании и знании культурной истории нашей страны, через призму творчества Омельченко можно разглядеть мировоззренческие и жизненные искания той части «творческой интеллигенции», которая еще со времён хрущёвской «оттепели» желала обрести свой «глоток свободы» в закрытом тоталитарном государстве. Но, как и все искусство художников и поэтов второго авангарда, искусство Омельченко никогда не являло собой политическую оппозицию. Его искусство – это позиция человека зрелого, размышляющего, точка зрения художника, которому есть что сказать и чем поделиться со зрителями. И, если это оппозиция, то оппозиция, прежде всего, эстетическая.
Приморские коллеги называют Геннадия Алексеевича Омельченко художником, «который создал себя сам». Действительно, первые уроки живописи Омельченко получил у своего отца – художника, воспитанника реалистической «репинской школы». В дальнейшем, крепкий фундамент профессиональных навыков своего будущего творчества художник заложил для себя в годы обучения во Владивостокском художественном училище под руководством Кирилла Ивановича Шебеки, стоявшего у истоков самобытной и неповторимой приморской школы живописи.
Совершенствование живописных навыков и шлифование эстетических воззрений было продолжено в 70-е и 80-е годы минувшего столетия, в самый разгар дискуссий о «свободе творчества» и роли искусства в жизни общества, во время пребывания уже вполне состоявшегося художника в Домах Творчества «Челюскинская», «Академическая Дача», «Сенеж». И всё же, свои собственные, главные живописные открытия приморский художник сделал уже в начале 1980-х годов в форме абстракций, выбрав для себя в качестве ориентиров, эстетические открытия русского и европейского авангарда начала и середины ХХ столетия. Его поразительно разные по живописным приёмам и композиционным решениям произведения были объединены общим началом - все они имели высокую эмоциональную насыщенность. И самое важное уже тогда все они свидетельствовали о неисчерпаемой фантазии, богатом многообразии идей и, вместе с тем, внутренней художнической цельности Омельченко. Последняя четверть ХХ столетия, это именно то время, когда холст становится для Омельченко ареной борьбы материального и временного, духовного. Духовное начало в искусстве становится для него главным. Работы приобретают новизну, их начинает отличать динамичная экспрессия, хотя сама живопись становится менее тяжелой и плотной. Начиная с этих лет Геннадию Омельченко становится присуща совершенно самобытная система живописного мышления, выводящая его искусство за рамки принятых в то время канонов. Эта особенность сказалась в целом ряде его картин, созданных в последнее десятилетие ушедшего столетия, отмеченных чрезвычайной условностью, предельной обобщённостью или абстрактностью цветовых и стилистических решений.
Школы профессионального мастерства, пройденные Омельченко, и та, что стояла на фундаменте реализма, и та, что выросла из опыта постмодернизма, были важны для художника прежде всего для того, чтобы научиться понимать смыслы современного мира и современного искусства, чтобы научиться говорить о них своим собственным языком, на индивидуальном наречии.
Поэтому каждая новая персональная выставка Омельченко - это всегда удивительный монолог автора, чьи уникальные интонации невозможно спутать ни с какими иными.
На новой выставке в галерее Арка художник представил более тридцати произведений, созданных за последние четыре года последнего десятилетия. Новые графические и живописные произведения Геннадия Омельченко датируются 2014 - 2017 годами. Хотя в экспозиции можно увидеть и ранние работы, такие как «Сгоревший лес» (1995). Почти все работы выполнены в направлении фигуративной, геометрической и лирической абстракции. Тематика произведений – философские размышления художника о человеке и обществе, о религии, экологии, ответственности людей за среду своего обитания. Таковы композиции – «Бег на месте», «Противостояние», «Единство противоположностей».
Стремясь к выразительности каждого образа своего полотна и к раскрытию его философского начала, Омельченко обращается к беспредметной, почти полностью абстрактной живописи. Она очень живая, нарушаемая лишь энергичным, нервным выходом - то рисунком детали, то геометрическим знаком, формой или символом.
Всё творчество этого приморского художника пронизано мыслями, своей философией, в которой немало иронии и, порой, даже сарказма. По мнению многочисленных последователей и учеников Омельченко, живописные работы их учителя, формально имеющие абстрактное решение, точно также как и музыка, имеют свою тональность и эмоциональное звучание. В каждом холсте, созданном мастером, чувствуется глубина его размышлений о жизни, стремление к её философскому постижению, при этом художник продолжает оставаться чутким современником событий, происходящих в мире.
Выставка в галерее Арка в очередной раз показывает, что сегодня, как и прежде, усилия Геннадия Алексеевича направлены на выявление новых пластических качеств различных материалов, новых композиционных построений, вызванных, например, столкновением очень далеко отстоящих друг от друга во времени и пространстве идей, образов, предметов, ситуаций, событий. К примеру, ведь для того, чтобы сделать инсталляцию, подобную «Магическому квадрату» (2017), нужны и воспитанное в себе эстетическое чувство, и особое пластическое умение.
Всё искусство художника Омельченко вырастает из его человеческого опыта, который, конечно же, неизмеримо богаче простых наблюдений, эстетических переживаний и связанных с ними рассуждений и теорий. По сути, всё, что воплощено Омельченко за многие годы на бумаге и холсте, в объектах и инсталляциях – это единая, пусть не во всём совершенная, но всё же философская картина мира, где автор использует язык категорий изобразительного искусства. Инструментарий Омельченко - это краски и кисти художника - философа, с помощью которых он пишет свой живописный roman–fleuve.
Каждая новая встреча с творчеством Омельченко окрашена ожиданием, предвкушением чего-то парадоксального, интересного, интригующего. Его выставки – это всегда сплетение самых невероятных персонажей и ситуаций. При этом мастерство художника из Находки настолько велико, что ни один из элементов этого сплетения не выбивается из общей канвы.
Искусство Омельченко всегда сталкивает нас с чем-то неожиданным – на уровне формальных и смысловых решений и потому здесь не может быть шаблонных критериев оценки его творчества. Конечно, такая дискуссия между зрителем и автором требует больших знаний, а также эмоциональной зрелости.
Сегодня индустрия культуры все сильнее подчиняет себе изобразительное искусство, преобразуя его в модный стиль современности. Художников, не подчиняющихся диктату, становится всё меньше. И тем отраднее наблюдать, что в своём творчестве художник из приморского города Находка Геннадий Омельченко как раз бежит моды, думая о вечных материях, пытаясь перейти собственные границы, стать «художником вне времени», чтобы в итоге достичь того, что именуется настоящим искусством. Искусством без ограничений и без барьеров.
Л. Козлова,
Член АИК, член Союза художников России,
Хабаровск, апрель 2017
|
|