4 – 19 сентября 2018 года

Олег Батухтин
«Дерево.
Диалог с материалом»

Объекты

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

 

Дерево: диалог с материалом. Олег Батухтин. Объекты

Писатель воздействует словом,
скульптор – делом, вещью;
тот только рассказывает,
а этот делает и показывает».
Помпоний Гаурик ,
Трактат о скульптуре

Олег Батухтин, – один из очень немногих ярко заявивших о себе приморских художников, живущих и работающих не во Владивостоке. В течение десятилетий он – непременный и активный участник художественной сцены края, Дальнего Востока, России. Идеолог, организатор и участник таких крупных проектов, как «Проект 12» (2008), «Лестница в небо. В небо?..» (2011), «Стихия» (2013) – в галерее Арка, «Преображение» (2016) в Приморской государственной картинной галерее, «Фабрика» (2017) в Приморском отделении Союза художников. Очень разные по масштабу, числу экспонентов и экспонатов, проекты эти объединены радостью и смелостью поиска, иногда рискованного, заставляющего коллег и зрителей обсуждать их, спорить. Предложение О.А. Батухтину принять участие в проекте Центра современного искусства «Заря» «Край бунтарей. Современное искусство художников Владивостока 1960—2010-е», номинированного в 2016 году на всероссийскую премию «Инновация», свидетельствует о признании художника в качестве представителя contemporaryart в приморском изобразительном искусстве.

Недавнее участие Олега Батухтина во Всероссийской выставке графики VI Томской триеннале «Рисунок России» побудило его соединить графические приёмы со скульптурой. Для чистоты эксперимента в качестве скульптурной основы были изготовлены одинаковые бруски. По идее автора, абстрактная скульптура, покрытая акриловыми черными и белыми абстрактными пятнами, создаёт некое единство по принципу своеобразного аккорда: дерево (массив бруса), чёрное, белое.
 
Дерево. Диалог с ним Олег Батухтин ведет столько лет, сколько занимается творчеством, даже более того… Менялось всё: сверхзадачи, идеи, способы презентации, стилистика – от реалистической до абстрактной, – неизменным оставался материал. Дерево – живой материал. Скульптуры из дерева передают особенное тепло, которое не присуще другим материалам, таким как мрамор или металл. Но, как всё живое, дерево способно и сопротивляться. Для работы с ним не требуется больших физических усилий, специального высокотехнологичного оборудования, однако с его особенностями приходится считаться.

Батухтин начинал с небольших декоративных скульптур камерного характера, рассчитанных на существование в частном интерьере. Со временем, ощутив в себе тягу к творчеству, развиваясь как личность, Олег Анатольевич ставил перед собой и своим материалом все более и более сложные и амбициозные задачи – с точки зрения технологии, а, главное, с точки зрения презентации новых смыслов. В «12-ти» он взял за основу человеческую фигуру, выполнил из дерева дюжину обобщённо решенных образов и в соавторстве с живописцами представил экспозицию, ставшую на несколько лет лучшим примером проекта, полного креатива, юмора, игры и в то же время вызывающего у зрителя массу аллюзий, ассоциаций с существующими ранее и широко известными образами. В «Преображении» Олег Батухтин вообще отказался от использования природного дерева: его фантазией и воображением фрагменты старой отслужившей своё мебели и его собственных ранних работ, путем «скрещивания» фрагментов или, наоборот, разъединения целых предметов на составные части, были созданы новые объекты, которые куратор выставки Елена Клымюк определила как «сложные трёхмерные метафоры», а я бы назвала это постмодернизмом в действии.

В «Фабрике» Олег Анатольевич поднялся до обобщения гражданско-философского уровня, создал памятник градообразующему в советскую эпоху предприятию – Хрустальненскому Горно-обогатительному комбинату. Памятник, вернее, внушительного размера памятники, материалом для которых послужили эксклюзивные деревянные модели-заготовки для уникального оборудования, необходимого уникальному предприятию. Проект «Фабрика, идеологом и автором которой был Батухтин, на наш взгляд, должен войти в историю Дальневосточного искусства 2010-х годов

Новая выставка Олега Батухтина в галерее Арка совсем не похожа на то, что он делал последние 10-12 лет. Представляется, выставка «Дерево. Диалог с материалом» – камерная и, на первый взгляд, скромная – отмечает очень важную веху на творческом пути художника. У Олега Анатольевича появилась потребность "душевно поговорить" с материалом, который стал главным для него. Два десятка объектов одной высоты внимательному зрителю откроют тайны немого диалога мастера и его любимого материала: в одних случаях художник «навязывает» ему свою волю: шлифует, красит, делает пропилы разнообразной конфигурации. В других, - наоборот, дает «высказаться» дереву, продемонстрировать свой характер, свои особенности, свою «биографию». Трещины, сучки, следы смолы противодействуют стараниям мастера скрыть «недостатки», но в то же время будят его воображение. И тогда фантазия и чуткие руки превращают сопротивление материала в оригинальные образные решения…

В диалоге с деревом быть может, рождаются, обретают очертания свежие замыслы, предвосхищая следующий проект Олега Батухтина…

Наталья Левданская
куратор,
заместитель директора ПГКГ по научной работе

 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.