13 июня – 7 июля 2018 года


Андрей Дмитренко
«Влажные камни,
брошенные в толщу воды»

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

 

13 июня в галерее современного искусства Арка открывается третья персональная выставка Андрея Дмитренко, одного из молодых владивостокских художников, уже обладающего узнаваемым и оформившимся стилем. Он получил образование графического дизайнера, однако на протяжении последних лет исследует возможности печатной графики и смежных медиа, а также инсталляции и видеоарта. Работы Дмитренко находятся в коллекциях Московского музея современного искусства, галереи современного искусства Арка, Центра современного искусства «Заря», Художественного музея ДВФУ, а также ряде частных собраний.

Выставка включает в себя печать на шелке, «книгу художника», видео и объекты. Экспозиция объединена поэтическим образом камня, брошенного в воду и поглощенного ею, своеобразного послания миру, принятого стихией в неизменном виде. Дмитренко изучает противостояние предмета и среды – твердого и не меняющего свою форму камня и гибкой, подвижной воды. Здесь проявляется его интерес к абстрактным понятиям стихий, фундаментальным для античной философии и традиционного мировоззрения восточно-азиатских стран, где именно во взаимодействии первоэлементов рождается материальный мир.

Если на уровне образа напряжение держится на противопоставлении стабильного и подвижного начал, в самих работах эффект достигается за счет парадоксальных качеств используемых материалов и техник. Тонкое и хрупкое полотно обрабатывается под прессом печатного станка, прорезается; проволока, податливая форма твердого металла, обретает форму камня; видео, запечатлевшее эфемерный объект, граничит с компьютерной графикой.

Обращение к такому нетипичному для классического искусства графики методу, как печать на ткани, для Дмитренко становится естественным результатом собственных поисков. Этот материал дает большую свободу за счет отсутствия ограничений размера, свойственных листу бумаги, а также, несмотря на плоскостность, располагает к работе с пространством и образованию слоев. Последнее качество, кстати, отчетливо проявляется и в «книге художника», которая предоставляет возможность разного прочтения изображения в зависимости от наложения прорезанных листов. Дмитренко развивает и усложняет свой изобразительный язык. Он прибегает к смешанным, авторским техникам печати и отходит от свойственной многим своим предыдущим работам монохромности, включая в изображение выразительные удары голубого, кобальта, глухого зеленого и оранжевого.

В графике Дмитренко все отчетливее проявляется интерес к негативному пространству. Он позволяет фону преобладать над изображением. При этом пустота не используется для создания оптической иллюзии, а выступает как самостоятельный элемент, позволяющий взгляду охватывать и внешние, и внутренние очертания силуэта. Автор углубляет эффект негативного пространства, надрезая ткань и бумагу и извлекая из поверхности целые участки. Хотя в печатной графике нарушение целостности материала считается дефектом, художник открывает визуальные свойства пустоты как отсутствия формы и возводит этот дефект в степень выразительного средства. Оно несколько агрессивно и обладает при этом определенной долей случайности, поскольку полностью проконтролировать, как именно пройдет прорезь внутри печатного станка, невозможно.

Здесь сложно избежать аналогий с эстетикой и философией восточной живописи. К примеру, японское понятие «ма» обозначает пустое пространство вокруг изображаемого объекта, и опыт его созерцания позволяет осознать и увидеть не только форму, но и ее отсутствие. Одним из основных понятий корейской классической живописи и декоративно-прикладного искусства также является «красота пустого пространства». Эти категории обращают внимание на то, что в основе мироустройства лежат отношения, и предмет будет существовать только при наличии пространства, с которым граничит.

Можно предположить, что в представленных работах художник не только исследует свойства и визуальную выразительность образа, но и в некоторой мере отождествляет себя с ним. Действительно, как для камня нахождение в толще воды предполагает изоляцию в состоянии плотной, концентрированной тишины, так и для молодого автора в отсутствие среды единомышленников поиск собственного художественного языка становится весьма одиноким путешествием. Впрочем, с этой задачей он пока успешно справляется. Свободное падение можно рассматривать как полет – по крайней мере, до того момента, когда оно закончится, и будет обретено постоянное место. Хочется надеяться, что полет для Андрея Дмитренко продлится как можно дольше.

Адель Ким,
искусствовед, куратор выставки

Галерея современного искусства "Арка"      Галерея современного искусства "Арка"

 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.