|
18 апреля – 12 мая 2018 года
Сергей Ход
«Скрытые чувства»
живопись
|
|
Из цикла «Скрытые чувства»
Путь художника – Сергея Хода – в изобразительном искусстве не прост. Родился на самом большом острове Советского Союза в 1960 году, учился и стал художником во Владивостоке. Работал в жанре абстрактной живописи. Через годы поиска новых пластических решений зашёл в тупик (пришёл к чёрному квадрату), что стало предлогом вообще бросить кисти и не работать… В 2004 году уехал в Москву, где занялся фотографией и качественно преуспел в этом. В 2008 вернулся во Владивосток, продолжая работать как фотохудожник (созданная в это время серия фоторабот «Исповедь художника» была представлена на биеннале искусств во Владивостоке в 2017 году).
В 2012 году вернулся к живописи, но уже совсем новой: абстрактно-фигуративной (цикл «Секретная пашня», персональная выставка в «MC Gallery», ДВФУ).
С.Ход: «Сейчас второй этап произошёл, когда я начал отталкиваться от поверхности, от эстетической поверхности живописи как таковой. Не ставя во главу угла, во главу всего, красоту, или концепцию, или философию. Отпускаешь и оно само по себе начинает работать. Над эстетикой вот этой поверхности ты начинаешь работать и что-то получается… уходит эта навязчивость. Навязчивость философии, навязчивость красоты, особенно навязчивость трагедии какой-то, потому что все равно по законам красоты работаешь, то есть законы цвета, сочетаний, пятна, ещё чего-то… они уже у тебя на уровне инстинкта художника. Многое вещи, они уже автоматически работают. То же и с философией картинной плоскости: перестаёшь думать, и оно тоже у тебя на автомате получается. Опыт, он начинает реализовываться на поверхности: вот эту драгоценность он, опыт, начинает больше видеть. Не мозги как бы, а опыт. Ты мозги уже отпускаешь, и благодаря опыту просто собираешь вот эти драгоценные камешки, разбросанные на холсте. То есть ты их как бы разбрасываешь – потом собираешь, и получается что-то такое … потому что…Здесь действительно как-то много дзеновского начинает проявляться…»
Именно так создавался и создаётся живописный цикл «Скрытые чувства». По большому счёту, чувств всего два: любовь и ненависть, то есть приятие и отторжение. Всё остальное – эмоции. Именно чувства и эмоции определяют жизнь и судьбу каждого человека, и главное из них – это, конечно, любовь. Как только любовь как глубоко личное скрытое чувство выносится напоказ, она превращается в спектакль. «Товарищи, не аплодируйте, спектакль повсюду», – заявляли ситуационисты. Если ты искренен с собой, спектакль отменяется, – читается в каждой работе Сергея Хода.
Взрослые скрывают искренность своих чувств. Почему скрывают? Потому что если откроешься, то либо ты, либо тебя могут ранить: в открытую душу многие норовят плюнуть (вспомним перфоманс Марии Абрамович с прямой доступностью зрителю для рукоприкладства своего обнажённого тела!) И люди одеваются, надевают маски, броню и изображают из себя… толстокожего носорога, но погладь его, приласкай и окажется, что он совершенно другой! Представленные на выставке работы – это некое обнажение души, в первую очередь, самого художника, но, одновременно, и зрителя, обладающего душой. Сюжетный смысл произведений Сергея Хода не придуман, а рождается в самом процессе создания поверхности холста, его эстетики, когда только глаза как важный орган души любуются, наслаждаются проявлением чего-то, что не требует ни приятия, ни отторжения. Что может быть продолжено внутри тебя… философией… сюжетом, что натолкнёт на своё – зрительское -переживание и понимание изображения. Молчаливое. Чтобы не пропало…
В его картинах есть некое мерцание «слов» подспудно где-то спрятанных, но впаянных в холст и затаённо, недосказано подталкивающих к чему-то, становясь предлогом, чтобы в человеке произошло нечто и он … стал … лучше. Проявляемые автором образы - это включение в естественное единение с реальностью жизни души, в некое всеобщее сознание. Раскрытие этого сознания, собственно, только и является пробуждением духовности.
Жизнь – это здесь! - можно сказать про представленные на выставке полотна в антитезу всё тому же ситуационистскому афоризму: «Жизнь - где-то не здесь».
Горазда Лунекова
искусствовед, куратор выставки
|