15 августа – 1 сентября 2018 года

Вероника Стахеева
и Бранка Такахаши

«Роман с Японией»
Фотография

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

 
Галерея современного искусства "Арка"

РОМАН С ЯПОНИЕЙ

Тексты, сопровождающие выставки, пишут (в диапазоне от «обычно» до «всегда») критики искусства; авторы этого не делают (в диапазоне от «обычно» до «никогда»). Мне (Бранке Т.) Вера Глазкова доверила это дело, чтобы мы вместе отметили годовщину моей предыдущей выставки в галерее Арка: это было также в августе, ровно десять лет назад. Ту выставку я назвала «Роман с Владивостоком». Помню, в конце короткого анонса, я тогда написала что-то вроде «за что я люблю Владивосток, так это за то, что он - Россия и Япония в одном флаконе». То, что у меня теперь роман с Японией, логично и ожиданно.

Предыдущий абзац имеет функцию объяснения, почему текст будет неприлично личным, и что почти в каждом предложении я буду признаваться в любви к кому-то. Всё же - роман.

В общем-то, на данной выставке я гость. Вероника Стахеева пригласила меня присоединиться со своими японскими работами к её выставке, так как я в это время должна была находиться во Владивостоке (по другому делу). Идею поддержала Вера Глазкова, все нюансы были оговорены за считанные дни. Три женщины, с любовью к Японии как общим знаменателем - вот что нужно для того, чтобы дело двигалось.

Вероника любит Японию, неустанно ею восхищается, и в каждый её приезд я заряжаюсь этим чувством, с её помощью заново открываю страну, прелести которой, в водовороте будней, начинаю воспринимать как должное. Могу даже начать ныть, что мне здесь не хватает того да сего, но тогда прилетает Вероника и открывает мне глаза, знакомит меня с местами, на которые я ещё долго не обратила бы внимания. Так же решительно, как знакомится с Японией, со всеми её видами и содержаниями (не только традиционными), Вероника нажимает и на кнопку спуска своего фотоаппарата. Решительно, не упуская момента. Лучшие фотографии на этой выставке - имя автора под работой можете не искать! - это Вероникины снимки.

Что такое хороший фотограф? Это человек с хорошим фотоаппаратом (хотя это условие необязательно), с ощущением кадра (а вот это абсолютно обязательно) - и с везением на объект. У Вероники всё это есть: и аппаратура (которую она по надобности ремонтирует в Токио, в сервисе Кэнон; кстати, этот сервис, с любезнейшим персоналом и знающими своё дело специалистами, ещё один повод любить Японию), ощущение композиции (не буду его комментировать - на каждом снимке Вероники это очевидно) и везение. Вот вам пример: я уже девять лет живу в районе, в котором почти каждый день можно встретить бойцов сумо, но это Вероника же сняла звезду Тотиносин (он же Леван Горгадзе, гордость Грузии). Мне-то попадается одна мелкая сошка (пусть и весят эти парни 150 килограмов и больше)...

А вот этот колоритный пожилой человек с таким же пожилым телефоном?! Я могу только кусать себе локти, что не мне попался! Кстати, из-за людей вроде этого дедушки иностранец не может не восхищаться Японией: в таком преклонном возрасте японцы, если только служат их руки-ноги-голова, продолжают работать.

С югославских времён в сербском языке, в сленге, сохранилось выражение "уехать по ту сторону лужи". Это означет "уехать в Америку". Соответственно, лужей будет Атлантический океан. Что тогда говорить про Японское море?! Лужица - не более. Так вот, Владивосток от Японии отделяет какая-то незначительная лужица и вы, дорогие владивостокцы, знаете много о ваших восточных соседях, но, тем не менее, нам с Вероникой есть что показать вам.

Вот, посмотрите на эту прелестную девочку в белом сарафане в крупный красный горох: одной малышки и этого броского платьица достаточно для того, чтобы долго помнить эту фотографию. Но это не всё, что показывает нам снимок. Девочка с мамой соприкасаются мизинцами. Они, скорее всего, о чём-то договорились и в момент нажатия на спуск фотоаппарата они этот договор запечатлевают в церемонии юби-кири. Эта фотография показывает, как японцы относятся к детям. Как воспитывают их с уважением и терпением. Без криков. Поэтому вы в Японии редко увидите бьющегося в истерике ребёнка. Родители детям с младых ногтей преподают важный урок: обо всём можно договориться. Вот как получается спокойная нация.
 Есть другой снимок, иллюстрирующий японское спокойствие: огромная масса пешеходов ждёт зелёный свет на двух концах перехода. Никто не перебегает дорогу на красный светофор. А теперь я расскажу вам, что будет после того, как зажжётся зелёный сигнал: эти две толпы пройдутся друг свкозь друга, как два потока реки, без столкновений и - что ещё более важно, - без криков и оскорблений. Одна из известнейших достопримечательностей Токио - район Сибуя. Туда туристы приходят для того, чтобы сфотографироваться с знаменитой собакой Хатико, а также чтобы пройтись (и запечатлеть это, либо на фотографии, либо на видеоснимке) по перекрёстку, который переходят в двенадцати направлениях. И опять же - всё происходит плавно, спокойно.

Самый популярный спорт в Японии - бейсбол. Японцы играют в бейсбол так страстно и так долго, что даже называют его по-японски (якю-у). Говорят, что раньше многие японцы думали, будто это изначально японский спорт, вроде каратэ и дзюдо. Впрочем, можно их понять: везде в мире люди играют с мячом на похожий лад, на Руси тоже есть свой бейсбол - лапта.
 Моя сербская подруга страдает аллергией на солнце; я подарила ей красивый японский... э-э-э... нет в русском языке подходящего слова... ну, парасоль, зонтик для защиты от солнца. И, как вы думаете, что происходит, когда на улице появляется она с раскрытым, явно не для дождя предназначенным, зонтом? Прохожие в недоумении поднимают взгляды к ясному небу, протягивают руки, проверяя, не капает ли всё-таки что-нибудь, и недоверчиво смотрят на мою подругу. А в Японии, наоборот, труднее будет обнаружить женщину БЕЗ парасоля. Можно сделать целую фотовыставку из снимков женщин (да и мужчин тоже!) под зонтами для защиты от солнца! Японки таким способом (как и разными косметическими средствами) защищают кожу от ультрафиолетового и инфракрасного излучения, но также важно подчеркнуть, что они предпочитают белый цвет кожи.

Продолжаем «цветовую» тему: посмотрите на двух девушек (у одной жёлтые, у другой зелёные волосы). Этакие экстремалки. Трудно укладываются в то представление о японцах, которое у вас сложилось, если вы посмотрели фотографии с садиковскими детьми в белых сорочках и тёмно-синих юбочках (штанишках) или те снимки со школьницами в строгой форме и с гладко причёсанными чёрными волосами. В школах здесь нет места модному индивидуализму: все должны выглядеть скромно и одинаково. Зато после окончания школы молодые отрываются - делают с волосами, что заблагорассудится и одеваются так, как редко какая «свободоумная» модница с «продвинутого» Запада отважилась бы.

В России надо беречься автомобиля, а на японских дорогах и на перекрёстках вы можете спокойно двигаться, глазея по сторонам, но я должна вас предупредить: в Японии большинство велосипедистов ездят по тротуарам. На второй-третий день у туриста вырабатывается инстинкт самосохранения, и он начинает часто смотреть через плечо, не приближается ли велосипед. Большинство велосипедистов безобидны, едут медленно и благодарят, когда им уступают дорогу, но есть и такие, как на том Вероникином снимке (опять эта Вероника! с её вечно готовым аппаратом и мгновенной реакцией!). Не велосипедистка, а камикадзе! Повторяю: оглядывайтесь через плечо почаще.

Если вам надо найти гостиницу или какое-нибудь другое здание в Японии, в адресе объекта не ищите названия улицы. В Японии большинство улиц не называют никак. И даже если здание выходит на улицу с определённым названием, этого названия в адресе не будет. А будет название района и затем четыре-пять цифр. Вот так, странность по-японски. Но зато мосты - все! даже маленькие мостики на узеньких каналах - называются как-то. Например, этот красный мост: Адзума-баси. Находится он в районе Асакуса, а под ним течёт река Сумида. Вы увидите ещё один мост, зелёного цвета: это Умая-баси. В нескольких минутах ходьбы оттуда живу я; будете в моих краях - свистните, мы с вами выпьём чашечку кофе, и я вам расскажу обо всём, что вас интересует.

А теперь я вас возвращаю двум Верам - Стахеевой и Глазковой; они составят вам прекрасную компанию.

Бранка Такахаши
Токио, 1 августа 2018 г.

 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.