|
15 августа – 1 сентября 2018 года
Вероника Стахеева
и Бранка Такахаши
«Роман с Японией»
Фотография
|
|
РОМАН С ЯПОНИЕЙ
Тексты, сопровождающие выставки, пишут (в диапазоне от «обычно» до «всегда») критики искусства; авторы этого не делают (в диапазоне от «обычно» до «никогда»). Мне (Бранке Т.) Вера Глазкова доверила это дело, чтобы мы вместе отметили годовщину моей предыдущей выставки в галерее Арка: это было также в августе, ровно десять лет назад. Ту выставку я назвала «Роман с Владивостоком». Помню, в конце короткого анонса, я тогда написала что-то вроде «за что я люблю Владивосток, так это за то, что он - Россия и Япония в одном флаконе». То, что у меня теперь роман с Японией, логично и ожиданно.
Предыдущий абзац имеет функцию объяснения, почему текст будет неприлично личным, и что почти в каждом предложении я буду признаваться в любви к кому-то. Всё же - роман.
В общем-то, на данной выставке я гость. Вероника Стахеева пригласила меня присоединиться со своими японскими работами к её выставке, так как я в это время должна была находиться во Владивостоке (по другому делу). Идею поддержала Вера Глазкова, все нюансы были оговорены за считанные дни. Три женщины, с любовью к Японии как общим знаменателем - вот что нужно для того, чтобы дело двигалось.
Вероника любит Японию, неустанно ею восхищается, и в каждый её приезд я заряжаюсь этим чувством, с её помощью заново открываю страну, прелести которой, в водовороте будней, начинаю воспринимать как должное. Могу даже начать ныть, что мне здесь не хватает того да сего, но тогда прилетает Вероника и открывает мне глаза, знакомит меня с местами, на которые я ещё долго не обратила бы внимания. Так же решительно, как знакомится с Японией, со всеми её видами и содержаниями (не только традиционными), Вероника нажимает и на кнопку спуска своего фотоаппарата. Решительно, не упуская момента. Лучшие фотографии на этой выставке - имя автора под работой можете не искать! - это Вероникины снимки.
Что такое хороший фотограф? Это человек с хорошим фотоаппаратом (хотя это условие необязательно), с ощущением кадра (а вот это абсолютно обязательно) - и с везением на объект. У Вероники всё это есть: и аппаратура (которую она по надобности ремонтирует в Токио, в сервисе Кэнон; кстати, этот сервис, с любезнейшим персоналом и знающими своё дело специалистами, ещё один повод любить Японию), ощущение композиции (не буду его комментировать - на каждом снимке Вероники это очевидно) и везение. Вот вам пример: я уже девять лет живу в районе, в котором почти каждый день можно встретить бойцов сумо, но это Вероника же сняла звезду Тотиносин (он же Леван Горгадзе, гордость Грузии). Мне-то попадается одна мелкая сошка (пусть и весят эти парни 150 килограмов и больше)...
А вот этот колоритный пожилой человек с таким же пожилым телефоном?! Я могу только кусать себе локти, что не мне попался! Кстати, из-за людей вроде этого дедушки иностранец не может не восхищаться Японией: в таком преклонном возрасте японцы, если только служат их руки-ноги-голова, продолжают работать.
С югославских времён в сербском языке, в сленге, сохранилось выражение "уехать по ту сторону лужи". Это означет "уехать в Америку". Соответственно, лужей будет Атлантический океан. Что тогда говорить про Японское море?! Лужица - не более. Так вот, Владивосток от Японии отделяет какая-то незначительная лужица и вы, дорогие владивостокцы, знаете много о ваших восточных соседях, но, тем не менее, нам с Вероникой есть что показать вам.
Вот, посмотрите на эту прелестную девочку в белом сарафане в крупный красный горох: одной малышки и этого броского платьица достаточно для того, чтобы долго помнить эту фотографию. Но это не всё, что показывает нам снимок. Девочка с мамой соприкасаются мизинцами. Они, скорее всего, о чём-то договорились и в момент нажатия на спуск фотоаппарата они этот договор запечатлевают в церемонии юби-кири. Эта фотография показывает, как японцы относятся к детям. Как воспитывают их с уважением и терпением. Без криков. Поэтому вы в Японии редко увидите бьющегося в истерике ребёнка. Родители детям с младых ногтей преподают важный урок: обо всём можно договориться. Вот как получается спокойная нация.
Есть другой снимок, иллюстрирующий японское спокойствие: огромная масса пешеходов ждёт зелёный свет на двух концах перехода. Никто не перебегает дорогу на красный светофор. А теперь я расскажу вам, что будет после того, как зажжётся зелёный сигнал: эти две толпы пройдутся друг свкозь друга, как два потока реки, без столкновений и - что ещё более важно, - без криков и оскорблений. Одна из известнейших достопримечательностей Токио - район Сибуя. Туда туристы приходят для того, чтобы сфотографироваться с знаменитой собакой Хатико, а также чтобы пройтись (и запечатлеть это, либо на фотографии, либо на видеоснимке) по перекрёстку, который переходят в двенадцати направлениях. И опять же - всё происходит плавно, спокойно.
Самый популярный спорт в Японии - бейсбол. Японцы играют в бейсбол так страстно и так долго, что даже называют его по-японски (якю-у). Говорят, что раньше многие японцы думали, будто это изначально японский спорт, вроде каратэ и дзюдо. Впрочем, можно их понять: везде в мире люди играют с мячом на похожий лад, на Руси тоже есть свой бейсбол - лапта.
Моя сербская подруга страдает аллергией на солнце; я подарила ей красивый японский... э-э-э... нет в русском языке подходящего слова... ну, парасоль, зонтик для защиты от солнца. И, как вы думаете, что происходит, когда на улице появляется она с раскрытым, явно не для дождя предназначенным, зонтом? Прохожие в недоумении поднимают взгляды к ясному небу, протягивают руки, проверяя, не капает ли всё-таки что-нибудь, и недоверчиво смотрят на мою подругу. А в Японии, наоборот, труднее будет обнаружить женщину БЕЗ парасоля. Можно сделать целую фотовыставку из снимков женщин (да и мужчин тоже!) под зонтами для защиты от солнца! Японки таким способом (как и разными косметическими средствами) защищают кожу от ультрафиолетового и инфракрасного излучения, но также важно подчеркнуть, что они предпочитают белый цвет кожи.
Продолжаем «цветовую» тему: посмотрите на двух девушек (у одной жёлтые, у другой зелёные волосы). Этакие экстремалки. Трудно укладываются в то представление о японцах, которое у вас сложилось, если вы посмотрели фотографии с садиковскими детьми в белых сорочках и тёмно-синих юбочках (штанишках) или те снимки со школьницами в строгой форме и с гладко причёсанными чёрными волосами. В школах здесь нет места модному индивидуализму: все должны выглядеть скромно и одинаково. Зато после окончания школы молодые отрываются - делают с волосами, что заблагорассудится и одеваются так, как редко какая «свободоумная» модница с «продвинутого» Запада отважилась бы.
В России надо беречься автомобиля, а на японских дорогах и на перекрёстках вы можете спокойно двигаться, глазея по сторонам, но я должна вас предупредить: в Японии большинство велосипедистов ездят по тротуарам. На второй-третий день у туриста вырабатывается инстинкт самосохранения, и он начинает часто смотреть через плечо, не приближается ли велосипед. Большинство велосипедистов безобидны, едут медленно и благодарят, когда им уступают дорогу, но есть и такие, как на том Вероникином снимке (опять эта Вероника! с её вечно готовым аппаратом и мгновенной реакцией!). Не велосипедистка, а камикадзе! Повторяю: оглядывайтесь через плечо почаще.
Если вам надо найти гостиницу или какое-нибудь другое здание в Японии, в адресе объекта не ищите названия улицы. В Японии большинство улиц не называют никак. И даже если здание выходит на улицу с определённым названием, этого названия в адресе не будет. А будет название района и затем четыре-пять цифр. Вот так, странность по-японски. Но зато мосты - все! даже маленькие мостики на узеньких каналах - называются как-то. Например, этот красный мост: Адзума-баси. Находится он в районе Асакуса, а под ним течёт река Сумида. Вы увидите ещё один мост, зелёного цвета: это Умая-баси. В нескольких минутах ходьбы оттуда живу я; будете в моих краях - свистните, мы с вами выпьём чашечку кофе, и я вам расскажу обо всём, что вас интересует.
А теперь я вас возвращаю двум Верам - Стахеевой и Глазковой; они составят вам прекрасную компанию.
Бранка Такахаши
Токио, 1 августа 2018 г. |