|
17 октября – 3 ноября 2018 г.
«Художники Приморья.
Плеяда»
Живопись
|
|
ХУДОЖНИКИ ПРИМОРЬЯ. ПЛЕЯДА
«Плеяда» открывает серию выставок, организованных художественными институциями Владивостока, впервые объединившимися для того, чтобы чествовать родной край и организацию приморских художников в год их 80-летнего юбилея. Сам этот факт - свидетельство искреннего уважения сообщества музейщиков и галеристов к плеяде приморских творцов.
Степан Арефин, Вениамин Гончаренко, Василий Доронин, Иван Рыбачук, Кирилл Шебеко, Юрий Собченко, Владимир Цой … У каждого своя судьба, свой путь в творчестве, свое место в негласном рейтинге приморского искусства. Что объединило их в проекте галереи Арка? Прежде всего то, что все они живописцы, все талантливы, все были экспонентами Арки, все уже ушли от нас. Для показа выбраны произведения из коллекции галереи и из собраний наследников, с которыми Арка поддерживает дружеские и партнёрские отношения.Это в основном небольшие по размеру этюды и картины, в которых сохранилось дыхание непосредственного впечатления, переживания художником выбранного мотива.
Иван Васильевич Рыбачук (1921–2008) – первый и единственный пока среди приморских художников Народный художник России. Это не значит, что его мастерство живописца на порядок выше его коллег и соратников: К.И. Шебеко, С.Ф. Арефина, В.А. Гончаренко. Просто Иван Васильевич – личность креативная не только в художественном, но и в социокультурном отношении. С 1959 по 2007-й он ежегодно совершал творческие поездки на Академическую дачу имени И.Е. Репина, был, можно сказать, послом и представителем приморского искусства, его делегатом. Очень удачно, что и на выставке «Плеяда» удалось показать разные жанры, разные грани его таланта. Одинаково убедительны его суровый северный пейзаж «Грузы Арктики», динамичный «Прибой» и мягкий по цвету и лиричный по настроению «Лунный свет». Портрет «Судовой врач. Я.М. Складной» прекрасно иллюстрирует сильные стороны Рыбачука-портретиста – его интерес к людям дела, прошедшим суровые жизненные и профессиональные испытания, полным энергии и целеустремленности. А как хороши его «Лесные цветы» – добротный и крепкий натюрморт – образец довольно редкого в творчестве художника жанра.
Степан ФёдоровичАрефин (1922–2006) родился и всю жизнь прожил на приморской земле. Живописец, художник театра. Пейзажист, портретист, автор натюрмортов. Участник выставок с 1943 года. Интересный факт его биографии, свидетельствующий о его организационных способностях: в 1947 году Степан Арефин создаёт творческую группу художников и художественную мастерскую в городе Уссурийск. Творчество С.Ф. Арефина представлено двумя пейзажами – разными по стилистике, но схожими по уверенному, основательному подходу к изображению – без надуманных подробностей и приукрашивания.
Вениамин Алексеевич Гончаренко (1929–2013) – выпускник и аспирант Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина –был приглашён во Владивосток в начале 1960-х, чтобы преподавать в первом в СССР Институте искусств, позже много лет руководил этим учебным заведением. Он и другие его коллеги, призванные на Дальний Восток повышать качество профессиональной подготовки «творцов», «экспортировали» в Приморье недоступный тогда ещё художникам края уровень живописного мастерства (В.И. Кандыба), задали им новый творческий импульс. Творчество одного из самых любимых галереей Арка художников представлено портретами, пейзажами и натюрмортом. «Девушка и котёнок-перс» – центральное полотно выставки, о котором, впрочем как и о втором его портрете «Девочка», можно сказать словами Виталия Ильича Кандыбы: «Гончаренко слишком любит живое обличье человека, увлечён его разнообразием и внутренними загадками, чтобы верить во всемогущество раз найденной манеры, годной на все случаи жизни». Собственно, эта характеристика применима ко всем экспонентам выставки «Плеяда». Приведу запомнившееся суждение самого В.А. Гончаренко о натюрморте: «Натюрморт – жанр закрытый. Только кажется, что это изображение избранных предметов, и задача художника донести до зрителя «правду жизни» этих предметов. На самом деле натюрморт – в какой-то мере всегда автопортрет художника. Мне всегда импонировали слова Гёте об искусстве – если бы мозг художника был бы устроен так, что мог воспроизвести точно, к примеру, моську, то в мире стало бы на одну моську больше, а в искусстве ничего бы не добавилось!». Ни одно известное название жанра не подходит к тому, что делал В.А. Гончаренко: ни французский натюрморт (мертвая натура), ни голландский «стил-лебен» (тихая жизнь). У него все полно жизни, движения,ритма!
Для Василия Никаноровича Доронина (1929–2007), блестящего представителя московской школы в Институте искусств, Приморский край стал второй родиной, открыв перед художником неведомые доселе грани красоты. Натюрморт В.Н. Доронина «Трудные годы»» – память о войне, в которой он принимал участие как военный летчик, – лаконичен и строг, но отнюдь не монохромен по колориту, что характерно как раз для московской школы живописи.
В числе педагогов Института искусств был еще один герой Великой Отечественной – Кирилл Иванович Шебеко (1920–2004), заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской академии художеств. Главной темой творчества К.И. Шебеко стало Приморье – край океанских портов, край-пограничник, край-труженик. Тема коренных народов Севера и Дальнего Востока также нашла свое отражение в его творчестве. В основе художественного метода художника – импрессионистские тенденции, как нельзя лучше позволяющие передать яркую, пеструю, динамичную природу дальневосточных рубежей России. Это хорошо видно на произведениях К.И. Шебеко из экспозиции выставки.
Юрий Валентинович Собченко(1937–2001) и Владимир Пенчерович Цой (1938–2015) относятся к следующему поколению художников Приморья – поколению, обратившемуся к художественному опыту искусства XX века – к неомодернизму. Юрий Собченко – любимый ученик В.А. Гончаренко, мастер, которому суждено было многое претерпеть, искать и найти свой путь в искусстве, воспитать немало выдающихся художников конца XX–начала XXI века и через них перекинуть мост в будущее. Юрий Собченко для многих коллег стал проводником в освоении новых горизонтов. Владимир Пенчерович Цой, сосед по мастерской, признавался, что обязан ему обретением собственной манеры, основанной на постимпрессионизме, собственных тем, связанныхс этническими корнями, с жизнью семьи.
Как всегда бывает в общении с настоящим искусством, зрителей на выставке ждут открытия – несмотря на то, что авторов уже нет в живых. Это поразительно, но так и есть! Произведения представителей славной плеяды, как правильное вино: год от года «вызревают» и предстают перед нами в новом, чудном свете. Происходит переоценка ценностей, и мы вновь убеждаемся в том, какими замечательными были эти мастера, какие культурные ценности они создали и оставили нам в наследие!
Наталья ЛЕВДАНСКАЯ
куратор,
заместитель директора Приморской государственной картинной галереи по научной работе |