17 октября – 3 ноября 2018 г.

«Художники Приморья.
Плеяда»

Живопись

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"
 

ХУДОЖНИКИ ПРИМОРЬЯ. ПЛЕЯДА
«Плеяда» открывает серию выставок, организованных художественными институциями Владивостока, впервые объединившимися для того, чтобы чествовать родной край и организацию приморских художников в год их 80-летнего юбилея. Сам этот факт - свидетельство искреннего уважения сообщества музейщиков и галеристов к плеяде приморских творцов.

Степан Арефин, Вениамин Гончаренко, Василий Доронин, Иван Рыбачук, Кирилл Шебеко, Юрий Собченко, Владимир Цой … У каждого своя судьба, свой путь в творчестве, свое место в негласном рейтинге приморского искусства. Что объединило их в проекте галереи Арка? Прежде всего то, что все они живописцы, все талантливы, все были экспонентами Арки, все уже ушли от нас. Для показа выбраны произведения из коллекции галереи и из собраний наследников, с которыми Арка поддерживает дружеские и партнёрские отношения.Это в основном небольшие по размеру этюды и картины, в которых сохранилось дыхание непосредственного впечатления, переживания художником выбранного мотива.

Иван Васильевич Рыбачук (1921–2008) – первый и единственный пока среди приморских художников Народный художник России. Это не значит, что его мастерство живописца на порядок выше его коллег и соратников: К.И. Шебеко, С.Ф. Арефина, В.А. Гончаренко. Просто Иван Васильевич – личность креативная не только в художественном, но и в социокультурном отношении. С 1959 по 2007-й он ежегодно совершал творческие поездки на Академическую дачу имени И.Е. Репина, был, можно сказать, послом и представителем приморского искусства, его делегатом. Очень удачно, что и на выставке «Плеяда» удалось показать разные жанры, разные грани его таланта. Одинаково убедительны его суровый северный пейзаж «Грузы Арктики», динамичный «Прибой» и мягкий по цвету и лиричный по настроению «Лунный свет». Портрет «Судовой врач. Я.М. Складной» прекрасно иллюстрирует сильные стороны Рыбачука-портретиста – его интерес к людям дела, прошедшим суровые жизненные и профессиональные испытания, полным энергии и целеустремленности. А как хороши его «Лесные цветы» – добротный и крепкий натюрморт – образец довольно редкого в творчестве художника жанра.

Степан ФёдоровичАрефин (1922–2006) родился и всю жизнь прожил на приморской земле. Живописец, художник театра. Пейзажист, портретист, автор натюрмортов. Участник выставок с 1943 года. Интересный факт его биографии, свидетельствующий о его организационных способностях: в 1947 году Степан Арефин создаёт творческую группу художников и художественную мастерскую в городе Уссурийск. Творчество С.Ф. Арефина представлено двумя пейзажами – разными по стилистике, но схожими по уверенному, основательному подходу к изображению – без надуманных подробностей и приукрашивания.

Вениамин Алексеевич Гончаренко (1929–2013) – выпускник и аспирант Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина –был приглашён во Владивосток в начале 1960-х, чтобы преподавать в первом в СССР Институте искусств, позже много лет руководил этим учебным заведением. Он и другие его коллеги, призванные на Дальний Восток повышать качество профессиональной подготовки «творцов», «экспортировали» в Приморье недоступный тогда ещё художникам края уровень живописного мастерства (В.И. Кандыба), задали им новый творческий импульс. Творчество одного из самых любимых галереей Арка художников представлено портретами, пейзажами и натюрмортом. «Девушка и котёнок-перс» – центральное полотно выставки, о котором, впрочем как и о втором его портрете «Девочка», можно сказать словами Виталия Ильича Кандыбы: «Гончаренко слишком любит живое обличье человека, увлечён его разнообразием и внутренними загадками, чтобы верить во всемогущество раз найденной манеры, годной на все случаи жизни». Собственно, эта характеристика применима ко всем экспонентам выставки «Плеяда». Приведу запомнившееся суждение самого В.А. Гончаренко о натюрморте: «Натюрморт – жанр закрытый. Только кажется, что это изображение избранных предметов, и задача художника донести до зрителя «правду жизни» этих предметов. На самом деле натюрморт – в какой-то мере всегда автопортрет художника. Мне всегда импонировали слова Гёте об искусстве – если бы мозг художника был бы устроен так, что мог воспроизвести точно, к примеру, моську, то в мире стало бы на одну моську больше, а в искусстве ничего бы не добавилось!». Ни одно известное название жанра не подходит к тому, что делал В.А. Гончаренко: ни французский натюрморт (мертвая натура), ни голландский «стил-лебен» (тихая жизнь). У него все полно жизни, движения,ритма!

Для Василия Никаноровича Доронина (1929–2007), блестящего представителя московской школы в Институте искусств, Приморский край стал второй родиной, открыв перед художником неведомые доселе грани красоты. Натюрморт В.Н. Доронина «Трудные годы»» – память о войне, в которой он принимал участие как военный летчик, – лаконичен и строг, но отнюдь не монохромен по колориту, что характерно как раз для московской школы живописи.

В числе педагогов Института искусств был еще один герой Великой Отечественной – Кирилл Иванович Шебеко (1920–2004), заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской академии художеств. Главной темой творчества К.И. Шебеко стало Приморье – край океанских портов, край-пограничник, край-труженик. Тема коренных народов Севера и Дальнего Востока также нашла свое отражение в его творчестве. В основе художественного метода художника – импрессионистские тенденции, как нельзя лучше позволяющие передать яркую, пеструю, динамичную природу дальневосточных рубежей России. Это хорошо видно на произведениях К.И. Шебеко из экспозиции выставки.

Юрий Валентинович Собченко(1937–2001) и Владимир Пенчерович Цой (1938–2015) относятся к следующему поколению художников Приморья – поколению, обратившемуся к художественному опыту искусства XX века – к неомодернизму. Юрий Собченко – любимый ученик В.А. Гончаренко, мастер, которому суждено было многое претерпеть, искать и найти свой путь в искусстве, воспитать немало выдающихся художников конца XX–начала XXI века и через них перекинуть мост в будущее. Юрий Собченко для многих коллег стал проводником в освоении новых горизонтов. Владимир Пенчерович Цой, сосед по мастерской, признавался, что обязан ему обретением собственной манеры, основанной на постимпрессионизме, собственных тем, связанныхс этническими корнями, с жизнью семьи.

Как всегда бывает в общении с настоящим искусством, зрителей на выставке ждут открытия – несмотря на то, что авторов уже нет в живых. Это поразительно, но так и есть! Произведения представителей славной плеяды, как правильное вино: год от года «вызревают» и предстают перед нами в новом, чудном свете. Происходит переоценка ценностей, и мы вновь убеждаемся в том, какими замечательными были эти мастера, какие культурные ценности они создали и оставили нам в наследие!

Наталья ЛЕВДАНСКАЯ
куратор,
заместитель директора Приморской государственной картинной галереи по научной работе

 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.