|
7 ноября – 24 ноября 2018
Николай Гольдман
«Красное смещение»
каллиграфия
|
|
«Красное смещение»
Выставка каллиграфии Николая Гольдмана «Красное смещение» обращает внимание на написание текстов как вид изобразительного искусства и поднимает важную социальную тему – влияние космологии на мироощущение обычного человека.
За последние 20 лет в области изучения Вселенной был сделан ряд важных открытий, которые кардинальным образом могут изменить жизнь человечества. За тот же отрезок времени в России обществу приходилось решать политические и экономические вопросы, снижая в прогрессии популяризацию научных знаний. Человек так устроен, что ему важно понять свое предназначение. Тысячелетиями он пытается найти смысл жизни, беря себе в помощники религию, эзотерические и прочие духовные практики. Возможно, потому что так «легче». Наука «пугает» сложностью выражений, необходимостью вникать в формулы, математические вычисления, доказательства. Однако, по мнению Николая, любые «сложные» открытия, любые формулы можно изложить простым и доходчивым языком. Именно наука дает максимальное количество ответов, а у ученых множество знаний, потому что они чаще задают вопрос: «Почему?» Хотите понять себя – начните изучать окружающий мир. В рамках выставки «Красное смещение» Николай Гольдман предлагает задуматься о месте человека во Вселенной и поразмышлять, что связывает нас с космосом, от чего мы отдаляемся и куда движемся в пространстве-времени.
Интригующее название выставки «Красное смещение» означает оптическое явление, связанное с изменением длины волны света в сторону инфракрасного спектра. Если при наблюдении за небесным объектом свет смещен в красный спектр, значит, объект отдаляется от нас. Например, чем дальше галактика, тем она краснее, тем быстрее удаляется. Для художника красное смещение связано со временем, которое, по сути, неоднородно. Можно провести параллель с тем, как свет от далекой звезды изменяется пока доходит до нас. Так и события, попадающие в наше поле зрения, вполне могут оказаться не тем, что есть. Та информация, которая доходит до нашего сознания, многократно искажается окружающей средой.
Примечательна и форма полотен, которые Николай Гольдман выбрал для работ. Семь картин, сложенные в прямоугольник, образуют иллюстрацию движения волны, которую можно сравнить с расхождением кругов по воде или вспомнить строение атомов, или солнечную систему, или гравитационное поле солнечной системы. Энергия капли, упавшей в воду, искажает поверхность. Энергия солнца способна дать жизнь и лишить ее. Энергия человека привлекает одних людей и отталкивает других. Человек как источник энергии создает свое уникальное поле, становясь для кого-то солнцем, для кого-то звездой, для кого-то спутником, для кого-то блуждающей планетой, потерявшей свое солнце и путешествующей во мраке космоса в поисках тепла и света.
Все тексты написаны в красно-синем цветовом спектре на черном фоне, поскольку именно эти цвета связаны с видимым нам космосом, который бороздят белые, желтые, красные звезды и синие остатки сверхновых звезд. Цветовая гамма, пожалуй, одна из самых простых основ для собственных размышлений зрителя, проводящего параллели между цветами и эмоциями, цветами и соответствующими им событиями. Тексты содержат «невидимые буквы» - они не имеют цвета, сливаются с фоном, символизируют пустоту. Пустота намного больше, чем мы представляем. Она наполнена информацией и энергией. У нее есть гравитация, а значит есть масса. Как это часто бывает, нужно всмотреться, приложить усилия, чтобы что-то увидеть, разглядеть.
Число работ также не случайно, поскольку для автора число 7 соответствует семи фундаментальным понятиям: материя, пустота, время, пространство, энергия, гравитация, магнетизм. Каждое из этих явлений имеет не до конца изученную природу, но теснейшим образом связано с нашей повседневной жизнью. Как бы мы ни хотели думать, что человек - венец творения, но он космическая пыль, которая благодаря гравитации уплотнилась и сформировалась в известную нам форму жизни. Мысли человека - это электромагнитная волна. Мозг создает электромагнитное поле, и в нем блуждают мысли. Когда мы волнуемся, это происходит в буквальном смысле.
Глядя в ясную ночь на небо, мы всегда смотрим в прошлое. Свету звёзд понадобились сотни миллионов лет, чтобы достигнуть нашего глаза. Восхищаясь холодным свечением в темноте, и правда, не сразу задумываешься о том, что свет, который мы видим, возник до того, как человечество стало обживать Землю; что именно в этот момент рождаются и умирают звёзды, свет от которых увидят на Земле спустя ещё миллионы лет. За последние двадцать лет учёные сильно продвинулись в изучении устройства Вселенной. Их открытия дают пищу для размышлений о путешествии в пространстве и времени на немыслимые расстояния, надежду найти планеты, похожие на Землю, но, в первую очередь, знания о том, как устроены мы сами и по каким правилам взаимодействуем друг с другом. Николай Гольдман не делает категоричных заявлений, он делится наблюдениями и своими размышлениями, надеясь, что за информацией последуют действия, которые рано или поздно сделают нашу жизнь осмысленнее.
В данном проекте органично сплелись визуальные и содержательные аспекты каллиграфии как изобразительного искусства, так и философии, влияющей на формирование мировоззрения человека.
В современном мире в европейских странах искусство каллиграфии вызывает не меньшее восхищение, чем у восточных, но потенциал этого искусства гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Каллиграфия - единственная деятельность, где смысл, выраженный словами, заставляет сорганизовать мозг таким образом, чтобы «расшевелить» свои умственные и познавательные способности. Процесс каллиграфического написания с точки зрения работы мозга неимоверно сложный. Чтобы написать хотя бы одну букву, надо прежде всего знать, как она пишется, представить ее в слове, сцепить с соседними буквами, а написать текст из нескольких слов - и вовсе непростая задача, которая подразумевает построение прогноза осмысленного текста, а потом и его виртуозного исполнения. Здесь важно понимать, что у нас в природе и в человеческой жизни нет другого такого дела, чтобы были интегрированы и осмысление, и сложнейшая моторика, и память, и точнейшая координация всех этих систем.
В век компьютеров слово не поспевает за мыслью, поэтому его не пишут красивым почерком, согласно определенным правилам и в определенном состоянии души. Слово набирают на клавиатуре. Начав писать от руки, современный человек все чаще удивляется тому, что, оказывается, совершенно забыл, каким привлекательным может быть написание букв. Стоит ли удивляться тому, что от нас постепенно ускользает истинный смысл некоторых понятий? Тех самых, которые требуют неспешности и сосредоточения.
Юлия Климко,
куратор |