|
25 июля – 11 августа 2018 года
Ирина Загузова
«Одежда»
Живопись
|
|
На планете, где живет почти семь миллиардов человек, одежда — предмет обладания подавляющего большинства. По одежде встречают, одежду приобретают за колоссальные суммы и говорят о ней как способе самовыражения. Помимо этого, одежда давно стала предметом внимания художников, которые, вырисовывая тончайшие рисунки кружева и различные орнаменты из мелкого бисера и жемчуга, работая над совершенной передачей фактуры ткани: шелка, бархата, хлопка, - и драпировкой, сохранили многие детали, отражающие уровень мастерства швей и ремесленников, достижения моды, пристрастия общества и ценности разных эпох. Однако в 1887 году предметом многочисленных споров стала картина Винсента Ван Гога, сюжет которой до сих пор для некоторых остается странным и непонятным. Ван Гог изобразил пару старых стоптанных башмаков на достаточно мрачном фоне.
Художник часто находил вдохновение, наблюдая за суровой жизнью простых людей: крестьян, рабочих. Их тяжелый быт, повседневные заботы и мимолетный отдых не раз становились сюжетами для его произведений. Однако картина Ван Гога «Ботинки» необычна именно тем, что ее герои практически оживают, сообщая зрителю подробности своей нелегкой жизни. Они выглядят не менее уставшими и разбитыми, чем, вероятно, сбросивший их владелец.
Художник не пытался приукрасить действительность, правдиво и честно изображая грязные старые башмаки. Ван Гогу, как и многим его современникам, был свойственен символизм. Различные символы широко использовались импрессионистами и постимпрессионистами как реакция на реализм и натурализм в искусстве. Для Винсента было особенно важно выразить свои эмоции через произведение, воззвать к чувствам зрителя. На картине Ван Гога «Ботинки» изображенные предметы символизируют тяжкий труд и беспросветное существование, однако у самого мастера они, возможно, ассоциировались с его собственной жизнью. Примечательно, что, выбирая «модель» для этой работы, художник приобрел поношенную обувь на рынке. Поскольку ботинки были слишком чистыми, Ван Гог надел их и долго гулял по улице, пока они не приобрели драматический и более соответствующий его идее вид. Таким образом, можно сказать, что на картине переплетаются сюжеты двух историй, прекрасно дополняющих друг друга.
В серию картин «Одежда» Ирина Загузова также включила полотно с изображением поношенных ботинок. Уместно ли провести параллель с ботинками Ван Гога?!
Говоря о живописи в общем, можно делать акцент исключительно на эстетическую сторону произведений, гармоничность и красоту изображенных образов, которые доставляют удовольствие, переносят в мир иллюзий и фантазий, а можно погрузиться в глубину чувств и размышлений художника, который ставит вопросы себе и своему зрителю: что происходит в обществе, меняются ли ценности, и если да, то в какую сторону, что должно приносить радость и счастье человеку, живущему простой жизнью – увидеть реальность такой, какая она есть, с проблемами и страхами, неизвестностью и сомнениями.
Ирина Загузова через серию картин «Одежда» рассказывает о своих буднях - буднях художника, для которого в работе заключен смысл жизни, а мастерская – целый мир, в котором одежда носит утилитарный характер. Ирина показывает свои рабочие штаны, запачканные краской, комбинезон, футболку, рубашку, ботинки – художник словно закрепляет интимные символы верности себе и своим убеждениям, свое отношение к вещам, на которых труд, и время оставили свои следы. Предметы гардероба на холстах становятся отражением жизненного пути автора.
Насколько бы глубоко мода ни проникла в жизнь человека и ни приняла на себя функцию «украшательства» тела, Ирина Загузова предлагает не любоваться одеждой, а всматриваться в нее, вводя в изображение ткани свой лексикон фраз и жестов. Она изображает одежды целостными, нагружает их смыслами, лишает их привлекательности и желания примерить, но до них «можно» дотронуться, проверить на ощупь фактуру и уловить запах. Специфическая выразительность предметов гардероба связана не с буквальным присутствием художника и особенностями фигуры конкретного человека.
Благодаря расположению предметов на холсте легко читается связь тела с одеждами, которые берут на себя функции главного героя. Важно отметить, что Ирина не делает акцент на гендерности. Манера ее письма свободна, мазок широкий и легкий, цветовое решение достаточно скупое, но в совокупности художественные приемы становятся сильным визуальным кодом, прописанным вне времени и прочих условностей, сосредоточенным на переживаниях и осознанном прохождении жизненного пути.
Юлия Климко, искусствовед |