26 июня – 13 июля 2019 года

Александр Борисенко
«Границы пейзажа»

фотография

 


О том, как выглядел тот или иной город в определенный период времени, проще всего судить по фотографии. Бесстрастная камера точно запечатлит характерные черты места, оставив в истории его образ. Жанр городского пейзажа обрел популярность сразу же после того, как стала технически возможной съемка на открытом воздухе. Улицы и скверы, архитектурные объекты, набережные и мосты становятся объектами для фотографирования. Появились разновидности жанра, такие как панорамная, архитектурная, индустриальная фотография. Эти разновидности обладают определенными специфическими признаками, которые можно точно сформулировать. Однако есть в городской фотографии направление, которое выходит за рамки формулировок, и благодаря которому создается поэтический образ города. К этому направлению можно отнести фотографию Александра Борисенко.

В его персональной выставке представлен городской пейзаж. Известный портретной фотографией, сериями пейзажей, посвященных Приморскому краю, А. Борисенко в течение многих лет снимает Владивосток. В его фотографиях город получается одухотворенным и праздничным, пронизанным особым светом. Способность запечатлеть состояние, увидеть специфический цвет городской среды – одно из главных отличительных качеств А. Борисенко. Это удается за счет отношения к деталям, чуткого ощущения настроения города. Объектив его камеры размыкает границы улиц и скверов, поверхности крыш и неба, воды и воздуха…

В образном ряде А. Борисенко отражается его натура, сформированная задолго до того, как город стал для него постоянным объектом съемки. С юности он был тесно связан с творческой средой Владивостока: его фотографии художников, музыкантов, актеров составляют настоящую летопись, начало которой положено в конце 1980-х. Александр не мог не принять отношения этой среды к действительности, идущего через образ. Так, разговор об особенностях цвета в мастерских художников побуждал по –особому взглянуть на Владивосток, один из самых колоритных городов России. Составляющие художественного произведения - цвет, состояние среды, фактура – нашли воплощение в фотографии.

Город стал постоянным объектом съемки в 2000–х. В это время Александр начал работать в одной из лабораторий Дальневосточного государственного технического университета в корпусе на улице Пушкинской. От своего дома на Эгершельде до места работы добирался пешком. Старые дома Владивостока, которые снимал еще первый фотограф Владивостока Карл Шульц, дорожка в мастерскую художника Джона Кудрявцева, вымощенная камнем, тени от деревянных резных карнизов на стене дома – все это открылось в своей неповторимой эстетике, которая и делает лицо города индивидуальным.

От визуального образа А. Борисенко шел к смысловому: тот или иной дом был интересен не только как материальный объект, но и как объект исторического наследия: кто жил в этом доме, чем занимался, как стал известен. На своей странице в социальной сети Александр помещал избранные фотографии в сопровождении текста, своеобразного исторического экскурса.

Если размышлять о профессиональном приеме, который отличает фотографии А. Борисенко, уместно сказать как раз об этой вдумчивости, способности погрузиться в среду. Если в фотографии того же Карла Шульца и увлеченной в свое время городской съемкой Элеонорой Прэй (благодаря их снимкам облик города начала ХХ века хорошо известен) акцент сделан на узнаваемость, то для Александра Борисенко очень важна эмоция. Он ждет момента, когда можно запечатлеть тональные градации закатного неба, цветовые контрасты улицы в определенный час дня. Думается, в качестве эпиграфа к выставке можно взять его фразу: «Город открывает свою душу тому, кто к нему внимателен»…

Выставка «Граница пейзажа» приурочена к дню рождения Владивостока.

Ольга ЗОТОВА,
кандидат искусствоведения,
доцент ШИГН ДВФУ,
член Союза художников России

 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.