|
10 – 20 июня 2019 года
Галерея «Арка»
Международная ассоциация
женщин-художников «Цветы мира»
«СТУДИЯ»
Анна Бабий, Ирина Дикун,
Ольга Зотова, Андреа Кийс,
Татьяна Маханова,
Виолетта Портнова,
Татьяна Смоляк,
Елена Юматова,
Людмила Убираева |
|
Студийное художественное образование для взрослых сегодня приобрело невероятную популярность. В студиях, которыми руководят профессиональные художники и которые существуют, благодаря харизме учителя, процесс постижения азов искусства складывается отличным от академических правил образом. Но задачи, стоящие перед студентами художественного учебного заведения и студийцами, одинаковы: понять особенности композиционного построения, взаимоотношений цвета и тона, передачи материальных свойств предмета… И вопрос, имеет ли право называться художником человек, не имеющий профессионального образования, утрачивает смысл. Лучшим тому подтверждением служат примеры «таможенника» Руссо, Нико Пиросмани, Анны Мозес… В истории художественной жизни Приморского края также есть яркий пример – Студия народных художников, которая существует уже более 50 лет.
Выставка «Студия» объединила представительниц прекрасного пола, занимающихся у известного педагога, художника, члена Международной ассоциации женщин-художников «Цветы мира» Людмилы Убираевой.
Некоторые из них занимаются в студии более 10 лет. Творческий стаж других участниц студии – меньше. Но дело не в этом, а в основном принципе студийного образования: к занятиям в студии можно присоединиться (или приостановить их) в зависимости от желания и времени в любой момент. Процесс обучения строится на общей и индивидуальной (для отдельно взятого занимающегося, исходя из навыков) постановке. Натюрморт с цветами, фруктами, предметами, драпировкой – это то, что дает возможность выбора темы, формирования навыков композиционного построения, практики смешивания цветов, приобретения опыта выявления объема предмета посредством светотени, передачи фактуры. Руководитель студии объясняется задачу и в процессе занятия корректирует работу студийцев. В этой ситуации возможность заниматься вместе студийцам с разным уровнем – полезная практика: более опытный может проанализировать работу новичка. А тот в свою очередь яснее видит перспективу…
Опыт ненавязчивого руководства обучением рисунку и живописи в студиях получил большое развитие в конце 19 века, когда демократизация общества коснулась практически всех сфер жизни, включая художественную жизнь и профессиональное искусство. Париж оказался законодателем мод и в этой области. Вокруг Монпарнаса действовали разного рода студии и художественные школы (некоторые громко именовались академиями), не говоря о таких больших и авторитетных частных студиях как Академия Жулиана, выпускники которой могли поступать в Школу изящных искусств в Париже. Двери академии Жюлиана были открыты с утра до вечера, что привлекало не только тех, кто желал получить профессиональную подготовку для дальнейшего поступления, но и любителей. Их считали даже большими счастливчиками – они занимались живописью для удовольствия и желания развить личный эстетический вкус.
В отечественной практике студийный опыт получил чрезвычайное развитие в 1920-х годах, когда художник был поставлен на службу идеологической доктрине и оказался невероятно востребован. Возникший после Октябрьской революции Пролеткульт был одной из самых массовых по количеству отделений (в 1919 организация имела около 100 отделений в городах России, в октябре 1920 насчитывала в отделениях, секциях, студиях около 400 тысяч рабочих), в которых в том числе велось студийное художественное образование. Часто в студии приходили те, кто не имел никакой подготовки, но страстно желал служить Родине и искусству. Конечно же, организовывались и выставки. Критик Э. Голлербах писал об этом: «…Многое еще в работах молодых пролетарских художников детски-беспомощно и детски-несовершенно, но не будем забывать, что у них впереди — широкое, просторное будущее».
Сегодня идеология ушла в прошлое, осталось главное, что составляет основу студийного образования, – любовь к живописи. Вернее, к тому, что не всегда поддается формулировкам и является неотъемлемой частью человеческой сущности, тварной и от этого подобной Всевышнему. Иначе чем объяснить, что искусство является одним из самых древних и самых современных занятий человека? Если говорить о современности, студийный опыт вышел за рамки сугубо частного удовольствия. Студийцы с энтузиазмом организуют выставки. Эта практика существует во всем мире, Приморский край не исключение. Более 50 лет во Владивостоке работает Студия народных художников, которая регулярно приглашает гостей на вернисажи. Выставки студии живописи организовывали в свое время галереи Portmay, «Арка». Сегодня «Арка» вновь любезно предоставила зал для Анны Бабий, Ирины Дикун, Ольги Зотовой, Андреа Кийс, Татьяны Махановой, Виолетты Портновой, Татьяны Смоляк, Елены Юматовой. Вместе с ученицами в выставке принимает участие Людмила Убираева, чей педагогический стаж во Владивостокском художественном колледже составляет около 40 лет.
Ольга Зотова, куратор выставки |