|
11 — 28 марта 2020 г.
Евгений Босак
"БОСАК.
Живопись как
высказывание"
|
|
Евгений Босак – не просто приморский художник, он мой коллега по месту работы и по ряду проектов. Мы общаемся на протяжении многих лет, наверное, никого другого из художников, кроме, пожалуй, Рюрика Тушкина в свое время, мне не удавалось знать так хорошо. Это ничуть не облегчает задачу искусствоведа – куратора выставки: слишком многое хочется сказать, есть опасность впасть в не нужные никому перечисления качеств и достоинств человека, мужчины, творца Босака.
Евгений безусловно демиург – он сам творит свой мир – художественный, семейный, трудовой. Кажется, нет такой сферы деятельности, которая ему не знакома: его аватарка в телефоне – фото, где он предстаёт машинистом тепловоза! Построил дом, родил сына, посадил не одно дерево. Работает день и ночь, обеспечивает семью, реально занимается воспитанием сына и дочки. Пишет, рисует, мастерит, придумывает новые техники. Ни дня без кисти и краски!
Мало кому удаётся совмещать работу на Китай для заработка и творческие поиски для души. Так вот, Босак свободно перемещается не только между этими задачами, но и между стилевыми направлениями – одновременно в работе находятся салонные картинки для продажи в соседнюю страну, где у него есть постоянные заказчики, и изысканные абстрактные живописные коллажи – вроде тех, что представлены в этом зале. Найдутся и созданные в хорошей реалистической манере картины – поэмы, воспевающие разнообразие и красоту болотных кочек в Приморье. В его мысленную копилку художника складываются самые обыденные впечатления, в какой-то момент дающие импульс к новой работе.
Получив академическое образование, он в течение многих лет работал в манере, близкой к реализму, расширяя стилистический диапазон за счет включения элементов из багажа импрессионизма. Так, в 2016 году на персональной выставке Евгения Александровича в Доме-музее Cухановых были представлены добротные реалистически выполненные пейзажи Приморья.
А в последнее время художника увлекла идея создавать объем с помощью краски – не привычного пастозного мазка, нарушающего плоскость основы, а полноценного объема, превращающего выдавленную из тюбиков масляную краску в нечто вроде скульптурного рельефа. Но рельефа не фигуративного, а супрематического. У Босака цветоформа, изобретенная Казимиром Малевичем, приобретает дополнительную выразительность за счет объема, сочетания массива краски аккуратно или беспорядочно смешанных цветов (колористически близких или контрастных) и пустот, глубины, подчеркивающей объем и добавляющей игру светотени. Я назвала бы эту манеру «3D -СУПРЕМАТИЗМ».
Предлагаю вниманию зрителей собственные суждения, рождённые впечатлениями от представленных на выставке произведений.
«Классика» или «Гармония равноценных субстанций» («Harmony of equivalent substances») – изображает два круга, внутри которых созданы разные, но близкие по колориту и созвучные по настроению цветоформы в стиле «3D-супрематизма». Благодаря удачному подбору смешанных красок, сложности случайного их переплетения в процессе нанесения на основу, точному подбору цвета паспарту и даже цвета, которым нанесена авторская подпись, – композиция обладает удивительно умиротворяющим воздействием на зрителя. Она привлекает и притягивает к себе взгляд, от нее трудно оторваться… Переводя взгляд от одного круга к другому, зритель подмечает разницу между ними и подсознательно ловит их созвучность.
Незаметно меняется настроение: отходят гнетущие заботы, человек успокаивается и поддается благотворному влиянию этой гармонии.
«Готика. Взрыв изнутри» – квадратная композиция построена на центростремительном движении разноцветных, разновеликих и разноуровневых объёмных мазков краски, на движении, не достигающем центра, не нашедшем логического завершения, оборванном. Красное пятно на плоскости основы – яркое свидетельство непобедимости истины. Сходство с готикой – в экспрессии возникающих при взгляде на произведение ассоциаций с готическими арками, островерхими башнями, пронзающими небо, с причудливыми химерами…
«Барокко» - вроде и похоже на «Готику», но не чувствуется страсти, направленной устремлённости – здесь скорее волнообразное движение пышность драпировок, столь характерных для стиля барокко.
С «Посвящением Малевичу» всё понятно, его чёрные квадраты никого не оставляют равнодушными. Вопрос об этом пресловутом образе как никакой другой часто задают искусствоведам неискушённые зрители, требуя доказательств и объяснений. По-моему, антрацитный квадрат Босака и сам о себе может что-то поведать.
«Посвящение Ра» – вызывает ассоциации с Египтом. Название «Ода Байкалу» родилось из-за синего пятна в глубине композиции, отдалённо напоминающего изображение озера на карте.
«Ярость» – включение красного объёмного квадрата, гладкого на верхней плоскости и «ощетинившегося» выступающими по краям рваными короткими «лучами», в раму из подобных «ощетинившихся» огненно-красных лучей. Здесь художнику удалось выразить цветом и пластикой абстрактное понятие «ярость», возможно, сдерживаемая ярость. Красные лучи как сполохи огня – они тревожат и завораживают. Ярость случается по разным причинам – бывает яростная любовь, яростная ненависть – неважно. Важен жар этого чувства – ярости, – именно об этом работа, как мне кажется. «Красный квадрат» Малевича имеет к ней очень опосредованное отношение…
«Меланхолический овал» и «Любовная аритмия» - показались имеющими отношение к настроению и душевному состоянию человека.
«Кола» - название дано автором, никакой загадки – просто краской наполнены здесь крышки от бутылок с этим напитком. Забавно!
Вторая серия на выставке названа автором «Пресс». Каждое произведение – слоёный пирог из нескольких стёкол с нанесённой на них произвольно краской. Верхнее стекло давит на нижнее, краски сжимаются, расплываются, взаимодействуют друг с другом – получается непредсказуемое, неповторимое, но так же, как и в первой серии, объёмное изображение. Таким образом созданы «Осенний свет», «Сад сердца».
Все названия совершенно субъективные, даны, за единственным исключением, не автором, а куратором. Имея их в запасе, зритель получает возможность и право усомниться в справедливости трактовок. Вперёд! Приглашаем к сотворчеству!
Предлагайте свои версии или ставьте плюсы понравившемуся названию, в том числе и кураторскому. А в последний день выставки соберёмся и решим, кому удалось привлечь большинство на свою сторону. Он-то и получит приз Евгения Босака.
Наталья Левданская, искусствовед,
заместитель директора Приморской
государственной картинной галереи
по научной работе. |