23 декабря — 23 января 2021 года

Василий Галактионов «Игровое/Неигровое»
живопись, эскизы,
скульптура, анимация










 

Выставка Василия Галактионова “Игровое/Неигровое” исследует различные методы, через которые современный художник выступает в роли рассказчика, переплетая между собой сюжетные линии посредством живописи, скульптуры или видео.

Визуальное искусство на протяжении веков было тесно связано с повествованием. Развитию живописи и скульптуры способствовала поддержка церкви и власти. Жанровые сцены, натюрморты и портреты, часто создавались как иносказательные изображения религиозных или исторических тем. Художники эпохи возрождения наполнили религиозные сцены ярким описанием быта того времени. Повседневные сценки получили особую глубину в работах Голландских художников XVII века. В России вторая половина XIX века знаменуется возникновением интереса к иллюстрации исторических сценок: художники начинают искать ответы на вопросы осмысления повседневности и русского общества в событиях прошлых времен.

В XX веке истории исчезают из искусства параллельно с развитием абстрактной живописи. Многие художники-авангардисты отвергали фигуративизм и, как следствие, отказались от повествовательного содержания в своих работах. Дадаисты перевернули понимание искусства и мира с ног на голову, а сюрреалисты в своих произведениях обращались к миру подсознания и сновидений. В их понимании, освобождения от логической реальности нельзя было достигнуть с помощью повествовательных методов.

По-настоящему, рассказчицкий стиль живописи возвращается в искусство только в конце 90-х годов прошлого века, когда художники вновь обратились к рассказу как способу переосмысления происходящих культурных и социальных изменений в обществе.

Сегодня искусство все больше стремится заниматься тем, что не считалось приоритетным в течение долгого времени: рассказывать истории. Надо отметить, популярность нарративного искусства никогда не исчезала у широкой публики, что указывает на его способность преодолевать культурные и социальные границы благодаря своему открытому, искреннему стилю. В какой-то мере, возрождение нарратива в современном искусстве связано с эпохой развития социальных сетей. Социальные сети ввели нас в новые повествовательные рамки, дав нам возможность оказаться как в роли автора, так и читателя, выдвигая на первый план то, что в сегодняшнем переплетенном и многовалентном мире смысл напрямую зависит от обстоятельств.

Название выставки “Игровое/Неигровое” отсылает к кинематографическому термину “игровое и неигровое кино”. В своих работах Галактионов каждый раз придумывает и выстраивает крошечные миры, не извиняясь за внезапные повороты сюжета, логические нестыковки, или свою интерпретацию исторических событий.

В экспозиции представлено сразу несколько медиумов, c которыми работает автор, но это многообразие достаточно обманчиво. По сути, все работы Галактионова переплетены между собой и процесс миграции сюжетов и персонажей происходит плавно и естественно. Внутри каждого произведения разворачиваются микро-сценки, где персонажи бывают как предельно реалистичными, так и вымышленными/кукольными. Иногда художественного материала хватает только на одну работу, но чаще всего, персонажи выходят за рамки холста и перетекают в мультипликационные видео. Эскизы к своим работам художник ласково называет “запчастями к куклам”. Этот арсенал “запчастей” всегда находится у него под рукой, готовый к применению в качестве массовки, или чтобы стать центральным героем сюжета.

Картина «Синяя Машина» представляет сатирический рассказ о избушке на курьих ножках. Работа “Ещё нет, 2019” разделяет название с одноименным фильмом Акиры Куросавы и отсылает нас к рефлексии на тему цикла жизни человека. В бунтарском пейзаже “Мандариновая фея, 2019” отражено, как и прошлое советской мультипликации, так и повседневность, которая окружает автора. Уходя от целенаправленных образов традиционного повествования, Галактионов использует различные художественные приемы для интерпретации нашего советского прошлого.

Кукольные персонажи являются постоянными спутниками творчества Галактионова, некоторые мигрируют из одной картины в другую, слегка меняя облик (“Мандариновая фея, 2019”, “Похищение Венеры, 2019”). Куклы — это безопасный способ поиска альтернативных реальностей, через которые художник может вести свободное повествование. Эти «невинные игрушки» становятся движущей силой для разговоров на провокационные темы, позволяя вольно проявлять любопытство в тех случаях, где присутствие человеческой формы принесло бы уже другой смысл.

Поскольку Галактионов выбирает изобразительное искусство своим основным инструментом для повествования, его яркие, насыщенные символами работы находятся на грани искусства, определяемого как нео-нарративное, в котором текст является, если не главной, то по крайней мере, ключевой частью. Тем не менее, мир, в котором существуют персонажи работ Василия Галактионова, напрямую зависит от текстовой составляющей, которая постоянно меняется. Так, в мультфильмах, зритель может слышать музыку и тексты авторства Василия Галактионова и его супруги, художницы Евгении Галактионовой.

Для Галактионова мультфильмы стали точкой компромисса, местом совмещения визуального и словесных повествовательных жанров. Сложно говорить о том, что из этих двух вещей является первоочередной — визуальная часть или музыкально/текстовая. По словам художника, каждый опыт создания мультфильма уникален. Иногда текстовая часть приходит вперед визуальной или, наоборот, визуальная накладывается на текстовую. Понятно становится одно - создание линейных образов художник считает скучным процессом, оставляя финальное право решать, что же все-таки показано, зрителю.

Французский теоретик литературы Ролан Барт в своей книге «Введение в структурный анализ нарратива» говорит о множественных формах повествования. «Среди средств повествования - артикулированный язык,… изображения, неподвижные или движущиеся, жесты и упорядоченная смесь всех этих субстанций; повествование присутствует в мифах, легендах, баснях, сказках, рассказах, эпосах, истории, трагедиях,… комедиях, пантомимах, картинах,… витражах, фильмах, местных новостях, беседах. …он присутствует всегда, везде, во всех обществах; действительно, повествование начинается с самой истории человечества; нет, не было нигде, людей без повествования…»

В новой выставке Галактионов наглядно показывает, что рассказ все ещё имеет место в современном искусстве, если художник не боится исследовать и бросать вызов традиционным идеям, предлагая свободный взгляд на новые парадигмы повествования.

Мария Максимова, куратор

e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.