9 – 19 декабря 2020 г.

Ким Коваль
«Цвет, освещенный солнцем»

Живопись










 

5 декабря 2020 года исполняется 90 лет со дня рождения известного уссурийского художника Кима Петровича Коваля (1930–1994), творчество которого стало знаковым в развитии изобразительного искусства Дальнего Востока. Известный как основатель Уссурийской школы живописи, представляющей региональное художественное явление с самобытными характеристиками, Ким Коваль оказал влияние на общее развитие отечественного искусства второй половины ХХ века, во многом обогатив дальневосточную живопись.

Ким Коваль всегда говорил, что он родился 5 декабря 1930 года в городе Никольск-Уссурийский (прежнее название г. Уссурийска до 1935 года). Однако это не совсем так. В действительности родился он где-то в Алтайском крае, но рано осиротел: еще до начала войны скоропостижно скончалась его мать Ольга Сергеевна, потом воевать на фронт ушел отец Пётр Семенович. Будущего художника привезли в г. Уссурийск (в 1935–1957 город назывался Ворошилов) в 1941 году, и по приезду он попал в детский дом. Однако вскоре его забрал дядя – брат матери Василий Сергеевич Анкуденко, который, будучи выпускником Омского художественного училища, первым заметил талант мальчика и стал развивать его. В 1943 году Ким стал посещать городскую студию военных художников при Доме офицеров. Как самый способный ученик студии, вместе с бригадой военных художников  в 1945 году он командируется в КНР, где совместная интенсивная работа с профессиональными живописцами укрепляет его в правильности выбранного пути.

Ким мечтал о художественном училище во Владивостоке, но опоздал к сдаче экзаменов. Поскольку были необходимы средства для жизни, он поступил на курсы помощников машинистов паровозов и некоторое время работал по специальности. Затем проходил армейскую службу в Советской Гавани, где была открыта изостудия, давшая возможность в то время держать в руках кисть и карандаш. После демобилизации в 1954 году Ким возвращается в г. Уссурийск, где к тому времени начали работу мастерские Художественного фонда РСФСР, и становится художником-производственником, но под влиянием возглавляющего творческую группу мастерской С. Ф. Арефина он начинает все больше увлекаться станковой живописью. Поворот в творческой судьбе Кима Коваля случился в 1956 году, когда Приморская организация Союза художников СССР провела закрытый конкурс на эскиз картины, тема которой по условиям мероприятия выбиралась автором. Ким Коваль получил первое место и премию – поездку в знаменитый Дом творчества "Академическая дача", которая оказалось знаковой в его профессиональной карьере. Первое посещение и дальнейшие многократные заезды на «Академическую дачу» Ким Коваль считал своей основной школой живописи.

1959 год ознаменовался для художника событием, значение которого для дальнейшей творческой биографии Кима Коваля трудно переоценить: сразу шесть картин его, молодого, тогда еще не известного художника, были приняты для участия в I Республиканской художественной выставке «Советская Россия» открывшейся в 1960 году в Москве. Получив высокую оценку экспертов выставочной комиссии, Ким Коваль был принят в Союз художников, минуя кандидатский стаж. После выставки его избрали членом правления Приморской организации Союза художников СССР (1961-1989), а чуть позже – членом Республиканского выставочного комитета России (1963-1975). Картины уссурийского художника К. П. Коваля стали регулярно появляться на всесоюзных, республиканских, зональных художественных выставках. Ким Коваль был единственным художником с Дальнего Востока, принимавшим участие во всех семи республиканских выставках «Советская Россия».

Конец 1960-х годов ознаменован рядом важных событий в жизни Коваля: за успехи в творчестве Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему в 1968 году присвоено звание заслуженного художника РСФСР, он избирается членом правления Союза художников СССР (1968-1971) и РСФСР (1968-1979). Художник совершает много творческих путешествий по стране и  свое  «художественное покорение» севера Дальнего Востока: экспедиции на Камчатку, Командорские и Курильские острова, нашедшие отражение в его этюдах и картинах. Хотя Ким Коваль не входил в состав известной Шикотанской группы, но участвовал вместе с ее членами на многих выставках.

Абсолютно новыми гранями обогатилось творчество Коваля после посещения им в 1979 году Кубы и спустя три года Индии – стран с экзотической природой и островыразительной самобытной культурой – выразившиеся в сложных образах с орнаментальной и пластической выразительностью, выдающих особую жажду разнообразия, которая пронизывала все творчество Коваля.

В 1980 году К. Ковалю было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1987 году была организована персональная выставка в Москве в центральном выставочном зале Союза художников РСФСР, которая явилась своеобразным подведением итогов интенсивной творческой деятельности художника почти за три десятилетия самозабвенной работы и была высоко оценена. Немногим художникам удается создать свой живописный стиль: у К. П. Коваля это получилось. Благодаря таланту К. Коваля, почерку которого следовали и другие  художники, Уссурийская школа с ее самобытными характеристиками (декоративность, контурная обводка, витражный цвет, фактурная кладка живописного слоя, объемная пастозность мазка) получила известность в стране и утвердилась в отечественном искусствознании.

Обладая кипучей энергией, Ким Коваль успешно совмещал активную общественную и творческую жизнь. В 1970 году К. Коваль основал в п. Андреевка творческую дачу для приморских художников  в п. Андреевка – месте, ставшем знаменитым на карте искусства края и региона благодаря тому, что стараниями К. Коваля и его товарищей там были продолжены традиции домов творчества центральной полосы России, а также заложены собственные. В 2020 году творческая дача «Андреевка» отмечает полувековой юбилей, но дело, основанное К. Ковалем, продолжается: традиции, заложенные К. Ковалем, бережно сохраняются усилиями связанных с ним родственными и духовными узами уссурийских художников Ольги и Ивана Никитчиков. (Заслуженный художник РФ Ольга Кимовна Никитчик – дочь К. П. Коваля) В память о К. П. Ковале ими учреждена премия для молодых дарований, в Андреевке установлена мемориальная доска и создан «Дом творчества им. К. П. Коваля», в котором ежегодно собираются на пленэры начинающие и состоявшиеся местные и зарубежные художники.

Выдвигая Уссурийск из тени других приморских городов, Ким Коваль придал ему статус важного художественного центра Приморья. Приложив большие усилия, Ким Коваль добился строительства в Уссурийске Дома художников, открытие которого состоялось в 1985 году, и создания в 1990 году Уссурийской организации ВТОО «Союз художников России», председателем которой он был последние два года жизни (1992-1994). Увлекающая сила дарования К. Коваля была такова, что много лет подряд он был ориентиром для своих творческих коллег и будущих творцов, много взявших от него для своего дальнейшего развития. Ким Коваль стал родоначальником собственной художественной династии, передав свой опыт следующему поколению художников – Ольге и Ивану Никитчикам, развивающим традиции в современный период.

Ким Петрович Коваль творил в полную силу, увлекая своим цветоносным восприятием мира, до самого конца – 22 февраля 1994 года. При изучении его творческого наследия очевидным становится то, что, плодотворно работая в рамках большого стиля советской эпохи, опираясь на традиции русского реалистического искусства, используя мировой художественный опыт предшествующих поколений, он создал свой отличительный живописный язык. Сверходаренный мастер оставил разноплановое живописное и графическое наследие, но основным для него был жанр живописной картины, в которой большое значение отводилось пейзажному плану – природе Дальнего Востока, звучащей в его произведениях то нежно лирически, то напряженно-эпически, а сам автор по праву заслужил титул – «певец российского дальневосточного пейзажа». Его работы с течением времени не теряют своей выразительности как в художественном, так и в эмоциональном плане, так как художник задумывая  их, вдохновлялся самим процессом создания картины: «горел сердцем» и «воспламенялся душой».

Произведения К. П. Коваля  с большим успехом экспонировались и экспонируются на отечественных выставках и за рубежом, были приобретены художественными музеями. Произведения К. П. Коваля находятся в коллек­циях Приморской государственной картинной га­лереи, Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского, Тверской областной кар­тинной галереи, Музея изобразительного искусства г. Комсомольска-на Амуре, Мордовского республи­канского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева, Мурманского областного краеведческого музея, Дальневосточного худо­жественного музея, в частных коллекциях в России и за рубежом. Многие картины художника при его жизни были закуплены фонд Министерства Культуры СССР и их местонахождение на данный момент неизвестно.

(к.н в искусствоведения Гутарёва Юлия)

   

e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.