|
3 – 20 марта 2021 года
«АННА И ЕЁ ЖЕНЩИНЫ»
эскизы
Марина Давидович,
Маргарита Джура,
Евгения Ефремова,
Анастасия Ипатова,
Ольга Игнатенко,
Маша Ламзина,
Милослава Снигарь,
Татьяна Селивёрстова,
Маша Шебеко
|
|
Выставка «Анна и её женщины» приподнимает завесу тайны в отношении того, что происходит, когда люди соединяются посредством коллективного творческого процесса, в данном случае - набросков с натуры. Этот процесс включает в себя создание эскизов с живой модели, чья поза меняется каждые несколько минут.
Анна – натурщица и муза девяти художниц, которая стала для них связующим звеном в изучении креативных и межличностных процессов, происходящих за закрытыми дверями студии.
Каждая из представленных на этой выставке художниц преследует свои цели в рамках общей практики, от технических (набить руку) до творческих экспериментов. Таким образом, мы можем рассматривать их как социальную группу, ориентированную на достижение взаимосвязанных, но индивидуальных для каждой целей.
Эскизы, c которыми вы познакомитесь на выставке, выполнены в различных техниках: от туши и графитного карандаша до масляных красок. Разнообразие материалов служит проводником для настроения художника и работает как инструмент в достижении конкретных целей. Совместный творческий процесс и чередующийся интервал смен поз модели (1,3,5,10 минут) вносит элемент непредсказуемости и не даёт зафиксироваться на пространственно-временном факторе. Это позволяет выйти за рамки личностного творческого процесса и обратиться к практике познания неизведанного.
Быстро выполненный свободный рисунок обычно не рассматривается как законченное произведение, однако, в руках искусного художника эскиз может являться самостоятельной работой. В этом случае, легкость можно спутать с простотой. Наброски отличает воздушность и схематичность изображения, но, как и во всех “простых” вещах в жизни, в них под обманчивой простотой скрывается целый микромир. Для создания наброска требуется концентрация внимания и быстро сформулированное намерение, смешанные со способностью мгновенно отказаться от каких-либо ожиданий в отношении результата и полного доверия к процессу. Это прекрасная игра противоречий. Но разве преодоление противоречий не является сутью нашей жизни?
Помимо примера социальной организации в искусстве, выставка демонстрирует взаимосвязь рисунка и тела, пространства и места, в котором происходит создание работ.
В основе этого процесса взаимодействия художниц лежит женская телесность, действующая как проводник между внутренним и внешним, частным и общественным. Следовательно, набросок знакомит нас как с техникой создания движения, изгибов, жестов, так и с вербализацией пространственных отношений между художницами и их музой.
Социокультурные исследования отмечают возрастающее значение презентации телесности в эпоху пост-модернизма. В рамках социологических теорий телесность человека нередко рассматривается без привязки к гендеру, так как длительное время социология тела и теории гендера развивались параллельно. Данной выставкой мы бы хотели восстановить взаимосвязь слова женщина с определением женской зрелости. Часто социум лишает женщин этого понятия. В обществе женщина чаще всего предстает как ребёнок - девочка, девушка или пожилая старушка.
Евгения Гольман в своем труде “Женская телесность: теоретические подходы и
Перспективы социологического исследования” вербализирует проблематику такого подхода следующим образом:
“Актуальность исследования женской телесности обусловлена тем, что как в традиционном, так и частично в индустриальном обществе существовала тенденция воспринимать социальную роль женщин и их личность через призму телесных аспектов человеческого существования с преобладающей традицией оценивать женское тело на соответствие стандартам привлекательности.”
Рисунок с натуры в данном случае работает как противоядие от фиксации на “проектной” составляющей женской натуры и возвращает нас к ренессансному отношению к телу, которое восхищает нас своей пластичностью, гибкостью, возможностью принимать любые позы. Телу как добродетели и вершине архитектурной мысли природы.
Мария Максимова и Алексей Коротков, кураторы |
|