27 января – 20 февраля 2021 года

 

Елена Никитина «Cтандартная модель»

 










 

«Прогресс состоит не в замене неверной теории на верную, а в замене одной неверной теории на другую неверную, но уточненную».
Стивен Хокинг

Самое большое, что дала нам физика за многие столетия, – это понимание того, как много скрыто от нашего взора. Наши органы чувств настолько несовершенны, что мы можем воспринимать мир только в очень ограниченном объеме. Если вдуматься, то все, что мы знаем о мире, является субъективным воззрением человека, выстроенным в определенную систему, которая постоянно меняется вместе с появлением новых теорий и данных научных исследований. Фактически мы живем в нами же придуманной Вселенной.

Работы, представленные на выставке и объединенные в один проект под названием «Стандартная модель», не являются для автора случайными. Давний интерес к науке, особенно к астрономии и космологии, впервые нашел отражение в работах, представленных на выставке «В космосе нет углов» (галерея «Арка», 2009 г.). Продолжая свои размышления об устройстве мира, о научных и творческих путях познания, художник обращается к идее, что человек всегда живет в мире, модель которого он сам выстраивает и поддерживает. Большинство современных представлений о мире сложились в результате развития научных теорий и моделей, которые могут быть доказаны лишь косвенно, либо пока вообще не доказаны, такие как теория Большого взрыва или Теория струн, но о них так много говорят, что они уже стали частью нашей картины мира.

Название выставки восходит к одной из самых известных и фундаментальных теорий, претендующих на Теорию Всего, а именно к Стандартной модели, объясняющей строение мира на уровне элементарных частиц и квантовой физики. Художник трактует это название шире и переносит его на всю картину мира, созданную к настоящему времени. Названия работ являются своеобразным кодом и отсылают зрителя к различным теориям, некоторые из которых являются общепринятыми, а другие находятся в стадии разработки. Таким образом автор проводит параллель между наукой и искусством и находит общее между этими, казалось бы, различными способами познания, находящимися в постоянном поиске и движении в построении нашего мировоззрения.

Искусство, как и наука, это попытка интерпретировать представления человека о себе самом и окружающем мире. Наука пытается делать это более объективными методами, искусство исключительно субъективными. Однако в искусстве мы тоже можем выделить модели построения композиции художественного произведения, в данном случае, графического листа. При разработке научных моделей используются определенные критерии, такие как здравый смысл, простота, предсказательная сила, связь с другими моделями и возможность использовать существующие математические теории, соответствие результатам экспериментов и наблюдений. Для организации пространства художник использует конструкции, которые в целом должны соответствовать тем же критериям, что и научные модели: логичность, простота, отсутствие лишнего, опора на базовые линии и геометрические фигуры. Например, одна простая горизонтальная линия уже сама по себе является достаточной для создания конструкции графического листа. Более того, она является очень психологически обоснованной, поскольку естественным образом является для человека разделительной чертой между небом и землей, горизонтом. Практически в любых абстрактных фигурах человеческий мозг ищет подтверждения привычным образам, таким как дом, стол, дерево и т.д. Поэтому одна линия становится более глубоким и точным философским высказыванием, чем многофигурная композиция. Линия, круг, квадрат обобщают образы и становятся знаком. Прием этот в искусстве не является чем-то новым, но он продолжает оставаться серьезным шагом в личном развитии художника.

Работы выполнены в смешанной технике (акрил, гуашь, карандаш, тушь, коллаж) на оберточной бумаге и представляют собой абстрактные композиции, в которых художник отбрасывает все лишнее и выстраивает базовые модели организации графического листа, стремясь к глубине, свойственной искусству первобытных народов. Свободно оперируя своим любимым материалом – бумагой – автор намеренно использует минималистические средства выражения и уходит как можно дальше от общепринятой эстетики, считая «красивое» внешним элементом придуманной человеком культуры, чем-то вроде искусственной игры.

 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.