9 июня по 3 июля

«Разговор о...»
Светлана Фирюлина
Живопись графика


 

Разговор о…

О чём? О бесконечно близком и навсегда ушедшем, о том, что заставляет радоваться и грустить, о взаимоотношении человеческого «я» и окружающего безграничного мира. Выставка «Разговор о…» - это выставка о нас, о тех, кто способен остановиться в ежедневной суете и увидеть большое в малом. Для Светланы Фирюлиной, кажется, не существует неинтересных тем. Наделенная образным мышлением, своеобразным видением мира, художница выделяется в русле довольно пестрого творчества молодых художников Владивостока.

 Она много работает, очень требовательна к себе, имеет надежные оценочные ориентиры и критерии. Ее искусство далеко от вычурности и манерности, лишено внешних эффектов. Средствами своего «тихого делания», кропотливо-вдумчиво, тая в себе неожиданную интригу, Светлана проникает в сущность тревожных проблем, которые волнуют современников. Изучая натуру, основное внимание она уделяет поискам выразительности образного решения. Её герои наделены широкой гаммой настроений - от радости, до тонкой грусти. Будучи человеком ярко выраженного лирического склада, тонко чувствующая природу и человека, она укоренена в том, что ей близко - не столько тематически, сколько настроем души. Казалось бы, бесхитростно изображенные художницей повседневные сцены исполнены то тихого раздумчивого созерцания, то романтической мечты. Ей необходимо, чтобы душа раскрылась навстречу натуре, а впечатления отстоялись, были осмыслены.

Композиции большинства работ Фирюлиной лишены пространственной глубины - это холсты крупного первого плана, с использованием больших плоскостей тонально разработанного цвета. Фактура деревянного забора, кирпичная кладка дома или заклеенная разноцветными объявлениями плоскость стены предстают как орнаментальные элементы и органично вплетаются в изобразительную ткань. Работы «О синем…», «Настя», «Нужна невеста», «Куплю гараж» выполнены в любимой технике художника - темпере. Темпера, не только соответствует любви автора к технической стороне художественного процесса, но и позволяет более точно передать фактуры объектов, заострить внимание на деталях. Причем, автор использует различные виды темперы, - от самых простых, традиционных (яичная темпера) до современных, где связующим веществом является искусственная эмульсия, - каждый раз исходя из решения определенных задач. Богатые свойства темперы, ее мягкая деликатная фактура, эксперименты с составом дают возможность прорабатывать холст с лёгкостью и изяществом, что даёт зрителю возможность долгого всматривания в «сделанность» поверхности. Плоскостное решение пространства, отсутствие второго плана, ритм форм, декоративность образов делают зримый мир прекрасным и немного драматичным, полным обаятельных и тревожных образов.

Лиризм Светланы Фирюлиной – это влюбленность в данный уголок города, в конкретных людей и ситуацию, это – личное сопереживание и сопричастность. Тишина - тоже одна из героинь работ художницы: образ тишины приобретает философскую значительность, настраивающую зрителя на неспешное раздумье, погружающую в состояние безоблачной гармонии с миром. В ее работах нет грани между живым и неживым, природой и человеком, предметом и средой, сюжеты композиций конкретны и локальны.

Неотъемлемой частью творчества Светланы стали старые дома, отживающие свой век, заброшенные уголки города. Эта тема находит различную интерпретацию и эмоциональную выразительность в цикле работ, где перед нами, как отрывки из прошлого, предстают фрагменты старых фасадов, открываются с неожиданного ракурса забытые места города. Листы «Старый фонарь», «Последние листья», «Гнездо», «Первые лучи», «Игра теней», «Первый день марта» подкупают понимаем логической завершенности композиции, богатой гаммой черных, серых, серовато-жемчужных тонов и как нельзя лучше соответствуют внутреннему строю произведений, показывая не только тонкую духовность авторских переживаний, но и мастерское владение смешанной техникой. И, хотя каждая из работ самостоятельна, они настолько объединены общим настроением и цельным композиционным решением, органичны, что воспринимаются скорее, как серия, нежели, как ряд отдельных листов. В шумном, бурлящем людской суетой приморском городе зрители могут увидеть другой город – несуетный, с романтическими переулками и старыми домами. Выразительность рисунка, приглушенная тональность темперы создают непарадный, но удивительно «домашний» образ города, вызывая в зрителе чувство ностальгии, заставляя размышлять о неумолимом беге времени, о неизбежности обновления.

Смешанная техника, которой так увлечена Светлана, импонирует молодому автору, когда замысел рождается свободно, какие-либо сцены или события, отдельные детали и фрагменты, зафиксированные в памяти, переплавляются в органично слаженную композицию. Фактуре листа уделяется не меньше внимания, чем поверхности холста. Сочетание темперы с различными графическими материалами, такими как акриловый маркер, сепия, соус, пастельные карандаши, прессованный уголь с графитом, тушь, - дают неограниченные возможности для экспериментов с фактурой. Интересен сам процесс. Работа ведется послойно, краска наносится в комбинации с различными материалами, при этом в разных слоях уточняется фактура и цвет. Первоначальный слой художник организовывает цветовыми и тональными отношениями, графическими элементами, выделяя центр тональным пятном и тем самым закладывая основу выразительности центра листа, обобщая второстепенные участки. Ведь силу воздействия цвета определяют светлота цвета и размер цветового пятна. Последующие слои накладываются на частично снятые нижние, что делает фактуру поверхностных слоев неровной, шероховатой, тем самым создавая глубину, притягивая внимание зрителя к смысловому центру композиции.

Первичность обязательной работы на натуре и её длительное изучение нужны художнику не ради того, чтобы «списать» ее в эскизах, а с целью сердечно проникнуться ею. Таковы представленные на выставке натурные работы, созданные во время поездки в Магаданскую область. «Аэропорт Омсукчан», «Голубика», «Сентябрь на Колыме», «Омсукчанка». Простые мотивы, сравнительно несложные композиции обладают богатством тоновых отношений, где цветовые нюансы создают сложную «плавленую» живописную поверхность. В пейзажах много воздуха, они пространственны и манят за собой взгляд зрителя. Неустанные наблюдения и последовательное изучение натуры помогают Фирюлиной верно передать состояние природы, ведь без него нет пейзажа. Именно состояние несёт эмоциональную нагрузку, воздействует на нас, пробуждает душевный отклик. Пейзажи наполнены чувством созерцательного восхищения, ясности, идущими от стремления учиться гармонии у природы и в то же время создавать свой художественный мир.

Светлана Фирюлина - молодой художник, но при этом очень талантливый, думающий, с несомненной индивидуальностью. В ее творчестве таятся возможности дальнейшего творческого движения, а постоянная работа в осваивании и совершенствовании языка искусства, ведёт к постижению всей глубины сегодняшнего дня, сложных и волнующих вопросов, которые нам задает время.

Алёна Даценк, искусствовед

 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.