|
18 мая – 4 июня 2022
Маша Ламзина
«Ротко в деревне»
«Автопортрет» из серии
«Прощай моя наложница», 2022 г.,
Дерево, пирография, шелк, морилка, масло, метал.бусины
«Ротко в деревне», фрагмент. 2019,
текстиль, хлорное отбеливание, пэчворк |
|
«Ротко в деревне» – воображаемое метафизическое путешествие внутреннего ху-дожника Маши Ламзиной в деревню как мифотворческий архетип. Вдохновленная минимализмом и работами-инсталляциями таких художников как Марк Ротко и Дональд Джадд, Ламзина отправляется в экскурс по своему внутреннему миру и делает первые шаги по построению собственного храма по аналогии с Часовней Ротко. Такой храм является произведением искусства, выполняющим и парал-лельную цель – создание межрелигиозного и межкультурного диалогов.
Марк Ротко сказал о себе, что он не абстракционист, и его не интересует взаимо-отношение цвета и формы или чего-либо еще. Его интересует только выражение базовых человеческих эмоций. В большой мере это справедливо и для работ Маши Ламзиной. В 1936 году Ротко начал писать так и не законченную книгу о сходствах в искусстве, созданном детьми и работами современных художников. Детское, наивное - источники вдохновения для творчества Маши, так же, как и использование формы, пространства и цвета, мифологии, как комментария к по-вседневности. Художник понимает мифологическую символику как массив визу-альных архетипов, оперирующий в пространстве человеческого сознания и име-ющих отношение к сновидениям и коллективному бессознательному.
Используя мультидисциплинарный подход в своем творчестве, Маша работает в широком спектре техник и материалов – пирография, хлорное отбеливание тек-стиля, цианотипия, живопись, вышивка, плетение, пэчворк, коллаж и др. Один из важных элементов творчества, к которому художник возвращается снова и снова – изображение и деконструкция одежды, текстильные объекты. Это имеет непо-средственную связь с тем, что параллельно с деятельностью художника Маша создает одежду с фокусом на устойчивое развитие и сознательное потребление. Подобные совмещения таких дисциплин, как современное искусство и одежда в мире не редки – мы видим их в работах Стерлинга Руби (Sterling Ruby), Лесли Дилл (Lesley Dill) и многих других.
Маша создает работы резонируя с принципом «Художник как шаман», используя свое восприятие мира через синтез эзотерики, анимизма и поп-культуры. В крити-ческих ситуациях люди обращаются к поиску решений для трансформации своего текущего состояние бытия. Они ищут альтернативы и стремятся к выходу за пре-делы того, что они чувствуют в данный момент. Роль художника как шамана в со-временном мире – это определенное видение и позиция существования между реальным (физическим) и метафизическим миром. Художник-шаман делает неви-димое видимым, преобразует видимое и входит в другие измерения.
Через примитивизм, использование природных материалов, орнаментов и аними-стических изображений, Ламзина обращается к кажущейся на первый взгляд про-стоте и целостности примитивных культур и этносов с замкнутой и синтезирован-ной гармонией повседневной жизни, культуры и метафизики. Это сильно контра-стирует с жизнью индивида в современном обществе с технократией и тенденци-ей к глобализму, экологическим кризисом и кризисом перепроизводства, усложне-нием смыслов и постоянным напряжением. Художник черпает свое вдохновение из противоположных им локальности, кустарного производства, уникальности в противовес репродуцируемости, медленного и поступательного развития, гармо-нии с окружающим миром и экологичностью, принципов сознательного потребле-ния.
Маша считает важным, чтобы ее работы обладали ауротичностью. Понятие ауры в контексте искусства сформулировал Вальтер Беньямин. Он рассуждал о ее утрате в связи с появлением технологий массового тиражирования и приходом нового искусства (фотография и кинематограф). Художник делает акцент именно на присутствии ауры в своих работах, возвращая зрителя к элитарности и эстети-зации искусства, провоцируя его на «напряжение и концентрацию чувств», делая акцент на «странном сплетении места и времени».
Подход к творчеству Маши Ламзиной хорошо отражает цитата Луизы Буржуа: «Произведение искусства не нуждается в объяснении. Оно должно говорить само за себя. Произведение может иметь множество интерпретаций, но только одна из них была в голове у художника. Некоторые художники говорят, что сделать произ-ведение читаемым для публики – это обязанность художника, но я с этим не со-гласна. Единственная ответственность – быть абсолютно честным по отношению к самому себе».
Алексей Коротков, куратор |
|