|
29 ноября — 16 декабря 2023
Ирина Загузова
«Аня и Ваня»
Живопись, фотография, видео, объекты
Ирина Загузова, фрагмент, видео, 2022 |
|
Эта выставка ведет зрителя по процессу изысканий, продолжающих линию работы Ирины Загузовой, связанную с одеждой. На этот раз художница не только представляет живописные полотна, но и делится визуальными размышлениями о природе и значении специфического типа детских игрушек – бумажных кукол.
Игрушки, предназначенные для вырезки, пожалуй, были у каждого. Из-за широкой географии распространения печатной продукции детям одного поколения знакомы одни и те же персонажи: например, как Аня и Ваня, бумажные куклы из детства художницы, давшие название выставке и занимающие в ней центральное место. Куклы, помимо игровых функций, выполняют и эстетические – они формируют общественно одобряемый образ красоты. И хотя существуют бумажные куклы обоих полов, играют в них в основном девочки. Соответственно, обязательства, связанные с внешним обликом и одеждой, намного более характерны для женской гендерной социализации. Разумеется, куклы не единственный источник информации, в формировании представлений играют большую роль также родители, окружение, школа и медиа. Недаром часть выставки также отведена детским фотографиям художницы того периода, истории ее семьи и городской среды, неизменно интересующих Ирину.
Для взрослых одежда становится предметом желания и не столько дополняет человека, сколько является ключевым элементом послания, транслируемого в мир. Тем любопытнее тот факт, что в живописи Ирины Загузовой одежда выступает самостоятельно. Образ, создаваемый с помощью одежды, мобилен – его можно оставить на вешалке в шкафу или гвозде в мастерской.
Выставку замыкает видео, запечатлевшее художницу в ее мастерской в процессе вырезания бумажной куклы. Возвращение к надолго забытым занятиям детства посредством моторики позволяют ненадолго погрузиться в прежнее состояние из новой точки личной истории. О чем думает художница, много лет спустя вырезая кукол, вспоминая себя тогда и осознавая сейчас, прикасаясь к толще времени, разделяющие эти два временных периода? Проходя через визуальное и тактильное возвращение во времени, она предлагает зрителю разделить этот опыт с ней.
Адель Ким, куратор, искусствовед
|
|