16 января – 8 февраля 2025 года

Евгений Нован
«Вечное возвращение»

Мозаичное панно, живопись



Диптих «Гармония и конфликт», 2024,
живопись с мозаичным панно, 107х117


 

Выставка «Вечное возвращение» в галерее «Арка» представляет собой концептуальное высказывание молодого художника Евгения Макеева, известного под псевдонимом Нован. Автор исследует экзистенциальную природу современного человека, балансирующего между силами глобализации, локальными идентичностями и поиском метафизического «дома». Вечный процесс возвращения — как физического, так и духовного — становится центральной идеей экспозиции, которая объединяет живопись, графику и монументальные мозаики.

Идея возвращения, пронизывающая человеческую культуру, в работах Нована обретает личное измерение. Географические перемещения художника между Владивостоком, Санкт-Петербургом и Москвой вписываются в универсальную мифологическую схему: герой покидает дом, чтобы найти себя, и возвращается, обогащённый новым опытом. Это движение символически перекликается с древнегреческими мифами, столь близкими художнику философски и эстетически.

На живописном полотне «Вавилон» мы видим изображение юноши, расположившегося на палубе корабля, стремительно удаляющегося от берега. Рядом с молодым человеком лежит клубок нитей. Этот элемент не только вызывает ассоциации с мифом о Тесее и Ариадне, но и обретает современное прочтение: так же как Тесей нашёл путь из лабиринта к свободе, мы, отправляясь в путь на паромах, связывающих острова Владивостока, ищем выход из сложных ситуаций и пристанище для души. Этот клубок — метафора поиска смысла и пути домой. Но одновременно возникает метафора хаоса информационного общества. В мире, где люди ежедневно теряются в лабиринтах цифровых данных, клубок становится символом алгоритма, способного вывести нас к «истине». Однако он же усиливает зависимость от внешних ориентиров, поднимая вопрос о роли технологий в формировании человеческой идентичности.

Клубок нитей, обладающий глубокой символической значимостью, в работах Нована приобретает дополнительные смысловые слои. Он может интерпретироваться как аллюзия на транспортные маршруты, связывающие города, и одновременно как метафора невидимых социальных связей, формирующих и направляющих нашу повседневность. Возникающая двойственность — осязаемое и метафизическое, материальное и цифровое — создаёт напряжение, столь характерное для современного мира.
В другом произведении «Пристань» присутствует трёхголовая собака, символизирующая Цербера, стража подземного мира. В контексте Владивостока этот образ трансформируется, становясь защитником границ человеческих мечтаний, который в равной степени пугает и охраняет.

Цветовая палитра живописи Нована в новых работах становится более яркой и контрастной. Символы, такие как водолазный шлем, маяк и волнорезы (тетраподы), приобретают новые значения. Эти образы, прочно связанные с индивидуальными переживаниями художника, формируют визуальный код, узнаваемый для поклонников его творчества.
Центральное место в экспозиции занимают две монументальные мозаики, создающие контраст светлого и темного. На одной из них маяк венчает водолазный шлем, возвышающийся на цепях и волнорезах. Этот образ символизирует исследование подсознания и стремление к истине, но при этом он несёт в себе амбивалентность: маяк, который должен вести к спасению, может стать инструментом контроля и ограничения свободы, как и современные технологии; волнорезы - конструкции, которые защищают берег, одновременно могут стать ловушкой для надежд и амбиций.

Вторая мозаика переносит нас в сферу глубоко личного и философского: череп, символ бренности бытия, является поводом для переосмысления темы суетности жизни и возрождения. Анубис, восседающий на троне, перекликается с идеей циклического времени и вечного возвращения. Так же как древний бог судит мёртвых, наше общество подвергает переоценке ценности прошлого, ставя вопрос о возможности их сохранения в условиях технологической трансформации.

История создания графических работ Нована тесно связана с опытом пребывания в Иволгинском дацане и раскрывает идею взаимодействия материального и нематериального, реального и воображаемого. Работы, на первый взгляд романтические, напоминающие фантазийные образы XIX века, корнями уходящие в классическую живопись, на самом деле пронизаны аллюзиями на реальность наших дней. Обобщенный образ главного персонажа – атлетически сложенный человек, запечатленный в различных ситуациях. Этот герой является метафорой человека, защищающего свою индивидуальность в эпоху коллективного сознания социальных сетей. Другая работа включает морские пейзажи, характерные для Владивостока и представленные через утрированные перспективы. Это напоминает, что память и восприятие, как и цифровые фильтры, конструируют субъективный «образ» дома. Такой подход к визуальному повествованию перекликается с идеями постинтернет-искусства, где физическая реальность оказывается тесно переплетённой с виртуальными симуляциями.

Иволгинский дацан, как признаётся сам художник, оказал на его творчество глубокое влияние. Буддийские принципы, интегрированные в западноевропейский контекст, превращают произведения художника в пространство диалога между Востоком и Западом. Нован предлагает подумать о том, что в мире контрастов важно находить гармонию и внутреннее равновесие. В графической серии работ это выражается через внимание к деталям и тонкую философию символов. Образы, возникшие в сознании художника во время медитаций, в равной степени касаются искусства и общества, поднимая вопросы: как найти равновесие между локальным и глобальным, личным и общественным? Как воспринимать прошлое в эпоху, где доминируют нарративы об «отмене» исторической памяти?

Выставка «Вечное возвращение» становится зеркалом для зрителя: в ней мы видим не только путь одного человека, но и универсальную историю поиска идентичности в сложных координатах цифровой эпохи. Нован не просто рассказывает о возвращении к себе, но заставляет задуматься о том, что такое «я» в мире, где границы между физическим и виртуальным, историей и современностью становятся всё более размытыми.

Благодаря художнику пространство выставки превращается в платформу для обсуждения того, как искусство помогает осмыслить вызовы современности. Вечное возвращение — это не только метафора для художника, но и призыв каждому зрителю задуматься о своей роли в этом циклическом путешествии.

Юлия Климко, куратор

 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.