Выставка Ольги Киселевой, организованная галереей АРКА совместно с галереей Dukan&Hourdequin в Марселе, приглашает зрителя совершить воображаемое путешествие, не перемещаясь в пространстве, открыть для себя новые горизонты, бесконечно далекие и бесконечно близкие одновременно. Само местонахождение марсельской галереи, расположенной в неприметном небольшом доме с металлическими решетками на шумной торговой улице Обань, на которой можно встретить людей абсолютно всех национальностей, внешний вид галереи, в котором легче угдывается галантерейная мастерская (изначальное назначение помещения), чем галерея современного искусства, как нельзя лучше соответствуют стилю представленных работ.
Фотографии Ольги Киселевой из серии «Where are you?» настолько аллегоричны, что уводят нас в обманчивое, но реальное пространство, настолько разнообразное и необычное, насколько могут быть для нас, восточный базар или мастерская ремесленника, затерянные на другом краю света. Фотографии, сделанные художницей во время ее многочисленных путешествий, отражают парадоксальную двойственность мира, его разнообразие и единообразие одновременно, и подчеркивают уникальность взгляда автора. Изображения чужих городов и лиц, перелистываемых автором, как в поэме Превера, рождают странное чувство смещения географических координат. Так ломаются стереотипы мышления и преодолеваются внутренние барьеры. Фотографии отсылают нас к самим себе, как к чужеродным существам внутри мира, события которого побуждают нас мыслить этот мир вне его границ. Работы Ольги Киселевой вдыхают в конкретную географическую точку новую картографию.
С серией «Where are you?» связана идея иллюзорной победы над расстоянием и временем. Но «другие берега» никогда не были так уж далеки, ни от Марселя, ни от Владивостока. Порт всегда привлекал потоки товаров, эмигрантов, туристов из Азии, из Африки, с Запада и с Востока. Так и Ольга Киселева решила представить свою видеоинсталляцию «Так далеко, так близко» в этих двух городах одновременно, чтобы накрепко связать их друг с другом, несмотря на расстояние в 12 000 километров между ними. Художник предлагает уничтожить расстояния и виртуально приблизить эти две точки. Как и в серии «Where are you?», изображение остается вектором воображаемого перемещения: точка зрения, свет, композиция абсолютно идентичны в кадрах снятых в Марселе и во Владивостоке. Только система GPS позволяет зрителю сориентироваться в построенном художником пространстве. В инсталляции «Так далеко, так близко» Ольга Киселева предлагает интеллектуальный путь сближения двух пространств.
Не довольствуясь доказательством простого визуального сходства между Марселем и Владивостоком, художник мечтает связать эти два порта более конкретным образом. Если ее предыдущие проекты придавали смысл перемещениям в пространстве, осуществляемым через изображения, то в «Непровержимом доказательстве» автор представляет два пространства в которых «мир конкретен, и что жизнь не является ни бесконечным бегом с препятствиями, ни повторяющимся вызовом, ни поводом для бессмысленного накопления, ни иллюзией завоевания, но что это поиски и нахождение смысла, понимание книги бытия, географии, которую мы сами создали и потом забыли об этом». (Жорж Перек, «Виды пространств», 1974) Как бы оставляя свой след на карте мира, Ольга Киселева безрассудно переносит свой взгляд из поля реального в поле возможного. Этим актом она, как художник, присваивает себе неограниченную власть влиять на судьбу вселенной, раздвигая ее лимиты во времени и пространстве.
Ее пространственные уравнения разработанные в сотрудничестве с лабораторией астрофизики Академии наук Франции нарушают привычные понятия об умственном и физическом восприятии мира, создавая между ними новое пространство инерпретации. Поэтому, для своего непровержимого доказательства бесконечного сближения других берегов, художница выбрала два символических города-порта находящихся на противоположных сторонах земного шара. В подобном месте, как в сконцентрированном коммуникационном узле осообенно остро воспринимается хрупкость современного мира с его политическими, экологическими, экономическими и этическими проблемами.
|
|